|
|
'Кармен-сюиту' комментирует народная артистка СССР Майя Плисецкая балет с точки зрения танцовщицы Эскизы костюмов к спектаклю Б.Мессерера. МУЗЫКА. Всем известно, что опера Бизе 'Кармен' гениальна. Я думаю даже, что это лучшая опера на свете. Возможно, я так думаю и потому, что всю оперу от начала и до конца можно танцевать. Все четыре действия абсолютно хореографичны. Но Бизе, естественно, писал свою прекрасную музыку именно для оперы, а не для балета. Его оркестр иногда 'расступается', чтобы дать дорогу певцам. Порой его инструменты ведут солистов почти под руку: Но в балете оркестровое звучание непременно должно быть иным. Оно должно быть, что ли, 'горячее', ибо оркестру в балете надлежит 'дообъяснять' зрителю гораздо больше, нежели это требуется от музыкантов оперы. 'Кармен-сюита' - это весьма свободная и современная транскрипция. Осуществленная Родионом Щедриным, она основана, с одной стороны, на хореографической концепции балетмейстера Альберто Алонсо, а с другой - на полной переинструментовке мелодий Бизе. ХОРЕОГРАФИЯ. Для нас искусство Альберто Алонсо явилось откровением. Мы никогда доселе не видели таких танцев, таких движений, комбинаций, па. И поскольку всё это было абсолютно внове, мы с увлечением репетировали. Кроме того, Алонсо ставил характеры героев балета и соответствующие им хореографические лейтмотивы провёл через весь спектакль. Но Алонсо, разумеется, не выдумывал характерные черты Кармен или Хозе. Он брал их из жизни, из жизни андалузских цыган, которых наблюдал в Испании. Он жил среди них, видел, как они себя вели в разных обстоятельствах. И потому смог всё это правдиво передать в спектакле. ИСТОЧНИК. Мне кажется, 'Кармен-сюита' ближе к новелле Мериме, чем к либретто оперы Бизе. Композиция новеллы, её действие очень сжаты, в то время как в опере всё это расширено (там четыре действия). У нас один акт, и содержание сконденсировано примерно так, как у Мериме. В единственном действии балета рассказана вся жизнь Кармен, и ничего не упущено, ничего не растянуто, и нет надобности вводить какие-то побочные действующие лица, вроде Микаэлы. СИМВОЛИКА. По мысли балетмейстера, жизнь Кармен - это коррида. У нас всё идёт в одних и тех же декорациях, всё происходит на арене для боя быков, и всё время над Кармен витает рок - её недобрая судьба. Изумительно поставлен финал. На корриде тореадор ведёт свой смертельный танец перед рогами быка: На арене находятся и Хозе с Кармен. Когда бык поворачивается к тореро, это просто бык, когда он где-то рядом с Кармен, он воспринимается, как роковая близость смерти. И в самом конце, когда Хозе ударом ножа закалывает Кармен, в это же самое мгновение тореадор вонзает свои бандерильи в быка. Они погибают одновременно. РОЛЬ КАРМЕН. Об этой роли я мечтала всегда. Все качества, все стороны, все грани этого образа манили меня, были мне внутренне близки. Может быть, я и Китри люблю, потому что она испанка, хотя известно, что в 'Дон-Кихоте' нет и подобия какой-либо трагичности: это скорее комедия, нежели трагедия. Разумеется, мы не были первыми. Новелла Мериме появилась в 1845 году, а уже через год молодой Мариус Петипа - ему в ту пору шел 22 год, он только начинал свою карьеру балетмейстера и танцовщика, и начинал её в Мадриде - поставил одноактный балет 'Кармен и тореадор'. Это было за 29 лет до появления оперы Бизе. Естественно, что мысль о хореографическом решении новеллы Мериме могла прийти в голову и наследникам Петипа. Когда я увидела 'Эль Солар' - кубинский балет, поставленный Альберто Алонсо, то сразу поняла, что это балетмейстер, способный решить 'Кармен' по-новому, не традиционно, не в стиле классического, псевдоиспанского спектакля. Я обратилась к Алонсо, спросила, не думал ли он о 'Кармен'. Он воскликнул: 'Как вам удалось угадать мои мысли? Это моя мечта!' Мы взялись за работу с увлечением. По-видимому, оттого и получился спектакль. На снимках: Кармен - народная артистка СССР Майя Плисецкая, Тореадор - Сергей Радченко. Фото Рольфа Шраде (ГДР) |
Звуковая страница 6 - Фрагменты 'Кармен-сюиты' Бизе - Щедрина. Дирижёр - Г.Рождественский. Комментирует Майя Плисецкая.