|
Фарида ФАХМИ КРЮКИ И НОТЫ Крюки и ноты - это научно-музыкальные термины. Казалось бы, всего лишь. Однако в соединяющем 'и' скрывается тайна нескольких столетий: тайна 'знаменного распева' - единственной формы профессиональной русской старинной музыки. Название это произошло от древнеславянского слова 'знамя' (знак). Знаменáми записывались церковные напевы в XI - XIII веках. Самым употребительным знаком был крюк. Поэтому знаменное пение называют еще крюковым (пение по крюкам). Знамена обозначали не только звуки, но и интонации, попевки, даже мелодии. Однако они не указывали точную высоту звука. Рукописи XVIII века дали ключ к расшифровке напевов двух предшествующих столетий. Памятники более ранних времён молчат и по сей день. На рубеже XVII - XVIII веков развитие знаменного распева закончилось. И сегодня это уже уникальные творения старины. Недавно в концертах Юрловской капеллы впервые за много лет исполнялись старинные русские песнопения. Это было просто, величественно и прекрасно, как всё вечное. Я испытала тогда сложное и острое чувство, знакомое, наверное, многим: внезапная 'прохолодь' в душе означает первую и неосознанную реакцию на связь времён. Бродите ли вы по гулким лабиринтам храма Василия Блаженного, приближаетесь ли к Ростовской звоннице, рассматриваете ли фрески Ферапонтова монастыря, слушаете ли напев XVII века, - вы непременно ощущаете эту связь. Так будет всегда: Ожившее чудо старинной музыки привело меня в Ленинград. Здесь живут два всемирно известных учёных: Максим Викторович Бражников и Николай Дмитриевич Успенский. Сегодня только они владеют тайной прочтения крюковых рукописей. Кропотливый труд способствовал удивительным открытиям: Максим Викторович нашел стихиры, распетые Федором Христианином, а Николай Дмитриевич показывал мне найденную им стихиру Ивана Грозного, большого любителя и покровителя искусств. Сейчас Бражников работает над словарём древнерусской музыкальной терминологии, продолжает составлять 'алфавит крюков'. Я видела эти карточки, любовно уложенные в самодельные ящики. А Николай Дмитриевич заканчивает дополнения ко второму изданию своей книги 'Древнерусское певческое искусство'. Оба они преклоняются перед творческим духом русского народа, перед высокой духовной красотой старинного славянского искусства. Бражников: 'Больше сорока лет отдано крюкам:' Успенский: ':жизнь прошла в библиотеках:' Как всегда, содержание научного подвига укладывается в обычные, неприметные даже слова:
Фреска церкви Иоанна Предтечи (конец XVI - начало XVII в., Ярославль). Один из первых светских сюжетов в церковной живописи. |
Звуковая страница 7 - Старинные российские напевы. Две стихиры в исполнении русской хоровой капеллы п/у А.Юрлова.