|
|
'Нужно думать о корнях, которыми тысячелетия подряд питалась народная жизнь. Полезно взглянуть в самую суть: что таится в душе народной под маской оптимизма и внешнего благополучия? Мне кажется, нам не надо стыдиться искренности и откровенности. ...Эпоха требует очень глубокого мышления обо всём, что происходит'. По многочисленным просьбам наших читателей редакция помещает в этом номере фрагменты выступления писателя Леонида Леонова в телевизионной передаче 'Идеал' 21 января 1987 года. воспитание чувств О ДОМЕ НАШЕМ Леонид ЛЕОНОВ Сегодня пришло время максимальной искренности. То, что на душе народа скопилось, надо прочесть и принять как библейскую истину. Нельзя ошибиться в том, что народ чувствует, это и есть та стихийная магистраль, та лоция, по которой надо идти. Поэтому я говорю о глубоком мышлении. От этого зависит многое: откажемся мы от тех, кто закопан в земле или нет? Где начинаются корни нашего Отечества, откуда вести отсчёт времени его истории? Это очень решительно надо делать. Я с моим народом готов разделить всю его участь и историю и согласен на всё, потому что последствия такого единения всех нас трудно переоценить. Если мы радеем о воспитании гражданина и личности - а только на гражданина и сознательную личность делается ставка в сегодняшних общественных переменах,- то должны глубоко осознать, что гражданин не может состояться в человеке, оторванном от корневой системы своего народа, то есть бездуховном. А что такое 'духовность'? Это какой-то высший слой творчества. Он страшно хрупкий, как озон, который очень легко разрушить. И сегодня этот слой нарушен в искусствах. В литературе пропадает сюжет, мышление, в живописи пропадает рисунок, композиция, в музыке пропадает мелодия. Появляются какие-то странные вещи в поведении людей, особенно молодёжи. И потому всё воспитание молодых - от букваря до вузовской скамьи - надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев. Это наш дом, содеянный подвигом предков и достижениями современников. Дом, дорогой нам не только потому, что там находятся дедовские могилы и непочатые сундуки с добром. Наше Отечество кажется нам лучше других, потому что на своём примере и своей судьбе оно выверяет прообраз мирового сообщества. Восстанавливая древние святыни, мы умножаем чувство нашего национального достоинства, национальной памяти. Ведь воздействие культурной среды на души людей становится отчётливой силой, особенно могучей в переломные моменты истории. Я говорю о том, что создавалось подвигом и охраняется только подвигом. Нужен каждодневный и любовный присмотр. Возьмите города. Начать следует именно с них. Когда нам показывают чертежи и макеты, какая будет Москва - выглаженная, как парикмахерская кукла с блестящими глазами, румяными щёчками, я думаю, что лицо Москвы для нас, прежде всего лицо матери. А в материнском лице дорога каждая морщинка, след незабываемых событий. Надо сохранить те морщинки и родинки, что есть на лице у матери! Вот именно эта маленькая морщинка или вот эта родинка были получены ещё тогда, когда Едигей стоял под Москвой! Грешна даже мысль о том, чтобы заштукатурить её под модерн в стиле Черёмушек, тем более небрежной и неопрятной косметикой, наспех. Надо доделать Крутицы, привести в порядок ждущую своей очереди башню Дуло в Симоновом монастыре, вернуть первоначальный облик Новоспасскому монастырю - этому поразительному сооружению в центре столицы. Объектов уйма, разорение такое, что работы хватит надолго. Заодно пора вернуть многим улицам прежние названия (и городам тоже). Мне хотелось бы взглянуть в глаза тому, кто придумал переименовать нашу Остоженку в Метростроевскую. Не случайно москвичи порадовались возвращению старой Остоженки, Красных ворот, Хамовнического вала. Но это только начало. Это самый лёгкий способ благообразия. А то ведь как было? Как меня зовут? Пантелей... Нехорошо. Называйся Альфред. Сейчас поднят вопрос о церкви Вознесения у Никитских ворот, там хотят устроить музыкальный зал. Хорошая мысль! Но будет отопление, и это надо сделать элегантно, например, в стенах, чтобы не нарушить благоговения, с которым человек входит в такое место. Мы ведь в консерваторию вступаем как бы под звуки, пропитавшие её стены: Чайковский, Рубинштейн, Шуберт, Бетховен. Всё это заставляет меня, входящего, снимать шапку. Нужно снимать шапку, нужно сохранять эманацию почтения, которую внушает объект. По существу Москва - это воплощённая в камень национальная память. Думаю, не стоит торопиться с застройкой чем попало пустых площадей внутри охраняемого кольца, покуда не появятся настоящие, достойные столицы архитектурные памятники. Когда речь идёт об увековечении священных уголков города, священных для настоящего и будущего поколений, не стоит гнаться за пышностью - разумнее поставить простой, с символикой эпохи, обелиск, как на Бородинском поле, достаточной эстетической ёмкости, несущей в себе и радость победы, и благоговение перед Отечеством, и боль о невозвратимых утратах. А родная природа - разве это не святыня, неприкосновенная, как памятник культуры, социалистическая собственность? Пора в наших городах возрождать парки и сады с разными породами деревьев, прудами. Хотя, надо признать, обучение садово-парковому искусству у нас поставлено плохо. Требуются неутомимые селекционеры отечественной флоры, а не специалисты по спиленным кубометрам. Я хочу, чтобы наступило время, когда на вернисажи садов и парков будут рассылаться приглашения, а потом будут писаться рецензии о художниках растительных ансамблей. Старые деревья - это ветераны страны. Почтенность наших городов нередко удостоверяется наличием живых свидетелей их исторической славы. Но неважно им подчас живётся на площадях и улицах. Не только старые деревья вырубаются безнаказанно, но и новые хиреют от нашего недосмотра в самом младенческом возрасте. Сколько мы протестуем против варварского отношения к природе, но позиции оно сдаёт медленно. Помню, ещё в 1965 году я писал: 'Братцы, скинем одновременно шапки с головы, когда первые тонны этой грязи хлынут в священное озеро Байкал'. А многое ли изменилось с тех пор? Тут в качестве курьёза уместно вспомнить, как в эпоху Петра рвали ноздри и ссылали в Сибирь за растопку костра ближе трёх метров от дерева. А ведь сегодня природа чахнет и пятится от нас, не имея иных способов защищаться. И, не пора ли, наконец, не на бумаге, а на деле установить жёсткие нормы ответственности за осквернение святынь, которое всегда есть пощёчина народу В случае кражи хлеба общество обязано подумать о причинах этого правонарушения. За такое хулиганство, безответственный разгул на манер Васьки Буслаева...► На третьей звуковой странице - размышления писателя Леонида Леонова о нашей современности. |
Звуковая страница 3 - Леонид Леонов.