|
|
ФЕСТИВАЛИ, КОНКУРСЫ НАЙТИ СВОЮ ПЕСНЮ 'У нас мало конкурсов и фестивалей. Что делается для того, чтобы не иссякал приток молодых сил на эстраду?' О.Прокофьева, г. Москва О первом Всесоюзном радиоконкурсе 'Новые имена' нашему корреспонденту Е.Петровой рассказал председатель жюри, главный редактор Главной редакции музыкального радиовещания Гостелерадио СССР, профессор Геннадий Константинович ЧЕРКАСОВ: - Часто приходится слышать сетования на то, как непросто найти молодого певца, способного работать на профессиональной эстраде. Одно из направлений такого поиска - конкурсы. Недостатка в них, казалось бы, у нас нет, и, как шутят музыканты, скоро станет престижнее быть обыкновенным артистом, а не лауреатом какого-либо конкурса. Правда, это скорее относится к инструменталистам. Что касается исполнителей народной, советской песни, здесь дело сложнее. Не секрет, что в эфире звучат одни и те же фамилии. Они так примелькались, что, если, допустим, в течение недели в программах нет Пугачёвой, возникают разные слухи. Не слышно Леонтьева - начинают выяснять, что с ним случилось. Конечно, талантливые артисты должны звучать часто. Но 10-12 имён явно недостаточно, чтобы делать программы яркими и, что немаловажно, разнообразными. Итак, чтобы объявить конкурс 'Новые имена', было немало предпосылок. Тем более что даже такие популярные эстрадные смотры, как ялтинский, сочинский, последнее время не баловали нас яркими дарованиями. Но вернёмся к нашему радиоконкурсу. Конечно, нам было в какой-то степени легче, чем телевидению и концертным организациям. Мы имели возможность слушать певцов в записи на плёнке и, таким образом, знали их творческий потенциал. По условиям отбора полагалось, чтобы каждый участник прислал на Всесоюзное радио записи двух песен в своём исполнении - народной и современного автора. Поначалу некоторых певцов это смутило, но позже они признались, что такая подготовка дала им многое, позволила открыть в себе новые грани. Наш расчёт был прост: если за современной песней благодаря аранжировке можно как бы спрятаться, даже когда и голоса-то почти нет, то при исполнении народной песни голос - фактор решающий. А то ведь как бывает. По телевидению певец выступает успешно, хорошо держится, эффектно выглядит, а по радио его трудно слушать. Кроме того, существовали ещё обязательные условия: чтобы участник конкурса был не старше 30 лет и чтобы за его плечами не было побед на каком-либо всесоюзном конкурсе. Мы делали ставку только на молодых. Подготовка финала заняла почти год. Первый тур проходил на местах при участии областных и республиканских радиокомитетов. Отобрали лучших исполнителей, записали на плёнку. На втором туре эти записи прослушивало жюри, в составе которого были известные певцы - Л.Лещенко, Е.Семёнкина, композиторы Я.Френкель, В.Калистратов, опытные сотрудники музыкального радиовещания. В соревнование вступили почти 90 исполнителей из всех союзных республик. Репертуар участников конкурса был довольно разнообразным и по стилям, и по жанрам, но, к сожалению, не хватало ярких, запоминающихся песен, которые полностью раскрыли бы возможности исполнителей. Итогом конкурса стал концерт в Колонном зале Дома союзов, который транслировали по радио, снимали для телевидения. Таким образом, мы смогли поддержать молодых певцов авторитетом всесоюзного эфира. Думается, что теперь к ним отнесутся более внимательно и у себя дома, их дальнейшее развитие и творческая судьба станут заботой музыкальной общественности края, республики. Назову имена лишь нескольких лауреатов. Юлдуз Усманова из Узбекистана, студентка Ташкентской консерватории, она получила первую премию. Вторые премии присуждены Николаю Скорикову из Белоруссии, солисту Государственного народного хора БССР, и ученице музыкальной школы г. Ленинакана (Армения), семнадцатилетней Маринэ Григорян. Устроители конкурса предусмотрели приз за лучшую запись - приз наиболее искусному звукорежиссёру. Зачем это было сделано? Бывает, что появился певец, но записать его негде, да и аппаратуры соответствующей нет. Из 74 комитетов Российской Федерации 16 вообще не записывают музыку. Нет технических возможностей. Конкурс на радио - это не только выявление новых имён, но и реальная забота об их творчестве. Убеждён, если он будет проходить ежегодно, то уже с завтрашнего дня молодые певцы начнут готовиться к нему, искать новые песни. А это довольно трудное дело - найти свою песню.
[На фотографиях] Ансамбль 'Московия', Юлдуз Усманова, Исматулло Халиков, Маритя Тахтарова, Николай Скориков. Фото А.ЛИДОВА На десятой звуковой странице - фрагменты записей дипломантов радиоконкурса 'Новые имена': ансамбля 'Московия', И.Халикова (Таджикистан), М.Тахтаровой (РСФСР), а также лауреатов Н.Скорикова (Белоруссия) и Ю.Усмановой (Узбекистан). |
Звуковая страница 10 - Лауреаты радиоконкурса 'Новые имена'.