|
|
ЛАУРЕАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ ГУЛ ЗАТИХ. Я ВЫШЕЛ НА ПОДМОСТКИ: Трудно себе представить, каким актёром был бы Владимир Высоцкий, не будь он поэтом, автором и исполнителем своих песен. Сейчас кажется, что именно под гитарные мощные аккорды он вышел на сцену своего театра и никогда вне песен на ней не существовал. Но дело даже не в этом, ставшем уже легендой образе. В роли Хлопуши (в 'Пугачёве') никакой гитары не было; Лопахин в 'Вишнёвом саде' тоже не брал в руки этого инструмента; в 'Гамлете' аккорды гитары звучали в прологе, но было вовсе не пение стихов Б.Пастернака ('Гул затих. Я вышел на подмостки...'), а речитатив, который по ходу действия сменялся напряжением уже шекспировского текста, далёкого от всякого пения. Дело, повторяю, не в широко известном образе поющего артиста с гитарой, а в том, что сейчас уже можно понять, какая особая сила вытолкнула Высоцкого на сцену, определила с годами его уникальную судьбу и личность. Я не могу назвать эту силу иначе, как воля русской поэзии, а не театрального исполнительства, и именно русской поэзии, в традиции которой входит смелая гражданственность, общественная боль и доверчивое, прямое обращение автора к своим согражданам. Лишь пристальное, внимательное отношение к актёрскому искусству Высоцкого обнаруживает именно эту необычную, литературную основу его творчества. Не будь Высоцкий поэтом, не ощущай он сам как автор природу поэтического слова, никогда не был бы так сыгран Хлопуша. Попробуйте прочитать глазами текст поэмы Есенина о Пугачёве - вы запутаетесь в сложной вязи языка, перенасыщенного образами. Высоцкий находил всему этому не только действенное содержание (не обязательное в поэме), но подчинял внимание зала именно энергии поэзии как таковой. 'Проведите, проведите меня к нему...' - это была не просьба, даже не требование Хлопуши, а некий бросок беглого каторжника... ► Фото В.ПЕТЕРБУРЖСКОГО, О.ШИРЯЕВОЙ |
Звуковая страница 7 - Владимир Высоцкий. Исповедь поэта.