Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ПУТЕШЕСТВИЕ С МИКРОФОНОМ

КИТАЙ: ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ

(окончание, начало на стр.10)

И ещё одно древнее искусство - искусство музыки и танца - стало реальностью сегодняшней культурной жизни Сианя... Есть в Сиане необыкновенный ансамбль - 'Чананьская музыка и танцы'. После многих лет упорных поисков и исследований музыкантам и хореографам труппы удалось воспроизвести музыку и танцы той далёкой эпохи, когда Чанань был центром культурной жизни Китая и привлёк в свои дворцы лучших музыкантов, художников, композиторов, поэтов. Музыкальное и танцевальное наследие тех лет было утрачено, остались только древние летописи, стихи, фрески, резьба по дереву, керамика, иероглифические записи на могильных плитах. Они и сообщили древнему искусству вторую жизнь.

С 1983 г. труппа дала более 400 спектаклей в Китае и в 46 зарубежных странах. Трудно сдержать волнение, которое испытываешь, когда слушаешь мелодии двухтысячелетней давности. Они исполняются на музыкальных инструментах, воссозданных по образцам той эпохи. А артисты в ярких костюмах плывут в необычном танце... Но стоит покинуть зрительный зал, и ты оказываешься во власти современного многомиллионного города.

Сиань, как и весь Китай, живёт проблемами реформ: экономических, социальных, политических. Реформа началась с села, и, наверное, поэтому результаты видны здесь, как говорится, невооружённым глазом. Прямо к городу подступают добротные каменные дома, построенные крестьянами в близлежащих селениях. В одном из таких домов мы побывали. Получив возможность распоряжаться урожаем, крестьянин обрёл уверенность в завтрашнем дне, впервые за многие годы не только смог кормить семью, но и приобретать такие 'невиданные' ранее предметы, как холодильник, стиральная машина, видеомагнитофон. Конечно, подобный уровень жизни далеко не типичен. Всё зависит от предприимчивости хозяина, от рыночной конъюнктуры и от многого другого. Официальная политика правительства допускает, что часть населения достигнет зажиточности и тем самым продемонстрирует преимущества новой хозяйственной системы. Есть ещё и бедствующие хозяйства и целые районы, где уровень жизни низок.

Местные же крестьяне оказались в выгодном положении: рядом большой город, где можно продавать на рынках овощи, фрукты, разнообразную продукцию урожая. К тому же многие крестьяне подрабатывают изготовлением сувениров. На рынках увидишь и копии терракотовых фигур из раскопок, и яркие вышивки, и одежду, скроенную по старинным выкройкам, и выплавленные из металла изображения будд. Всё это продаётся дешевле, чем в государственных лавках, и туристы предпочитают покупать сувениры у народных умельцев.

Сиань - издревле центр текстильной промышленности. А сейчас здесь строятся заводы по производству цветных телевизионных кинескопов, тяжёлых грузовиков. Недавно вступил в строй крупнейший в западной части Китая железнодорожный вокзал, который может принимать ежедневно около 100 тысяч пассажиров. Новостройки и особенно десятки тысяч студентов 11 университетов придают древнему городу черты молодости и устремлённости в новый день. Старина и новь идут рядом по этой земле.

Владимир КУЛИКОВ, журналист-международник

 

АНТРАКТ В 25 СТОЛЕТИЙ

Что представлял собой в Китае концертный зал два с половиной тысячелетия тому назад? Какая звучала музыка, какие были инструменты? На все эти вопросы ответило археологическое открытие, сделанное в уезде Суй провинции Хубэй.

Во время строительства случайно обнаружили захоронение. В гробнице был найден скелет мужчины. Из надписей на погребальных предметах выяснилось, что его звали И, что он был правителем царства Цзэн, которое существовало в 475-221 годах до н. э. В боковых камерах находились останки двадцати одной молодой женщины в возрасте от 13 до 25 лет. Специалисты считают, что это были танцовщицы и певицы, их захоронили вместе с хозяином. Захоронение было датировано 433 годом до н. э.

В могиле найдено около семи тысяч предметов. Среди них 124 музыкальных инструмента - бронзовые колокола, струнные и духовые из дерева и бамбука. Пролежав под землёй более двух тысяч лет, они сохранились так хорошо, что из них можно было извлекать звуки. Примечательно, что в центральной камере захоронения музыкальные инструменты расположены так, как они располагались в дворцовом зале при жизни правителя.

Уникальной находкой оказались бронзовые колокола - бяньчжун. 65 колоколов искусной работы общим весом 2,5 тонны были подвешены в три яруса на раме почти трёхметровой высоты. Диапазон звуков всех колоколов составляет около пяти октав. Поскольку средний регистр включает все двенадцать полутонов, то мелодии на них можно играть во всех тональностях.

Сейчас в Китае лучшими мастерами созданы точные копии всех музыкальных инструментов, найденных в гробнице. Их передали ансамблю 'Бяньчжун'.

Цзо ЧЖЭНЬГУАНЬ, композитор

 Музыку, звучавшую два с половиной тысячелетия назад при дворе китайского правителя, вы услышите на шестой звуковой странице в исполнении ансамбля 'Бяньчжун'.

 

Звуковая страница 6 - Мелодии древнего Китая.

На главную страницу