Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ЛАУРЕАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ

ГУЛ ЗАТИХ. Я ВЫШЕЛ НА ПОДМОСТКИ:

(окончание, начало на стр.6)

...каторжника к Пугачёву, бросок полуголого тела с одной цепи на другую и обратно, опять вперёд, и всё это под непрерывный рокот голоса, нарастающий в своей трагической исповеди. Исследователи есенинского творчества справедливо считают трагическим (и во многом автобиографическим) образ Пугачёва и всю поэму. Но Хлопуша вошёл в спектакль эпизодической ролью, возвысив её до трагедии, а может быть, и до кульминации спектакля. Высоцкий, как никто, владел звуком трагедии. Это совсем особый звук, он живёт и в жизни, не только в театре. Но в жизни это почти крик, вопль, он заглушается самим человеком, он 'неприличен' в повседневном быту, он всякую обычность нарушает. А в театре в наши дни он вообще отсутствует. Оттого у нас и нет Гамлетов на сцене, хотя на роль Лаэрта или Полония исполнителей хоть отбавляй.

Гамлет, созданный Высоцким, останется зримым и звучащим сплавом того трагического десятилетия, которое сейчас, как принято говорить, составило годы застоя. Но уже одно то, с каким накалом чувств, сопротивления злу и мракобесию, с каким мужеством был сыгран этот Гамлет, насколько мощно он взрывал всяческую немоту и какой невероятно единодушный отклик получал из зрительного зала, заставляет задуматься над тем, каковы же внутренние силы человеческой личности - на годы ли застоя приходится её существование или на пору гласности.

Гораздо проще, удобнее было бы объяснить появление на сцене Гамлета - меланхолика, безвольного, подавленного, пассивного,- благо и традиция соответствующая есть, и привычка рассуждать о том, что данная трагедия Шекспира, как, может быть, ни одна другая пьеса, отражает время, когда она играется. Высоцкий на первый взгляд сыграл поперёк времени. На самом деле он, как трагический актёр, выявил ту силу сопротивления, которая может уйти в глубь, внутрь бытия, но останется и будет жить, пока не выявится уже массово и действенно, как сила общая.

Высоцкий был трагическим актёром, то есть человеком, который предоставляет себя самым страшным испытаниям, общественным болям, ищет возможности сгустить и выразить именно грозный, трагический облик жизни.

Хлопуша, Галилей, Гамлет, Лопахин потому и остались в наших воспоминаниях уникальными художественными созданиями, что были до краёв наполнены, даже как бы переполнены трагической личностью художника, которому было что сказать не только в роли, но вне её, на ту же тему. Каждую из названных ролей окружал цикл песен и стихов, где, казалось, независимо от Есенина, Брехта или Шекспира современный поэт говорил своё о современности.

Сегодня достаточно увидеть на видеоплёнке, как читает Высоцкий финальный монолог Галилея - о продажных правителях и об учёных, чьи открытия могут вызвать не возглас восторга, а вопль ужаса, и станет понятно, какой свободой собственной мысли и каким даром поэта-публициста этот сценический Галилей у Высоцкого был наполнен и укреплён. Он как актёр вообще обладал такой способностью присваивать себе чужой текст, что уже ни Брехт, ни Шекспир как бы не имели возможности во что-либо вмешаться. Между актёром и ролью не оставалось ни малейшего зазора. Отсюда и такие разноречивые (при жизни) оценки его актёрских работ: чеховский ли Лопахин перед нами, шекспировский ли это Гамлет, или просто нам интересно смотреть, как самовыявляет себя Владимир Высоцкий. Споры естественны. Ведь никто не может поручиться, что знает, какого Лопахина создал Чехов, какого именно Гамлета написал Шекспир и где тут предел актёрской самостоятельности.

Высоцкий был самостоятелен и максимально содержателен. Таких актёров у нас мало, а если говорить точнее, их больше нет. Потому что основным содержанием жизни художника-актёра была в данном случае поэзия, ею диктовался и образ жизни, и чувство слова, и, что самое главное, самоощущение в этом мире.

Е.Евтушенко недавно заявил в печати, что большим поэтом Высоцкий не был и гениальным певцом тоже, но вот характером обладал, и это, мол, всё и объясняет. Что касается поэзии, то просто Высоцкому повезло - появился в 'период беспоэтья', потому, опять же благодаря своему характеру, 'хотя бы частично заполнил этот вакуум' своими песнями. Тут, на мой взгляд, многое перепутано и, мягко говоря, неточно. 'Неповторимый характер', возможно, есть и у вашего (или у моего) соседа, но это ещё не делает его художником и явлением культуры.

Характер только лишь звуковой палитры Высоцкого-исполнителя - уникальное явление нашего исполнительского искусства, потому что такого совмещения, соединения красок, такого богатства душевной жизни даже не одного человека, но огромного множества людей едва ли не всех социальных слоёв и групп, такого богатства не знали ни наши певцы, ни наши драматические актёры, ни те поэты, которых именуют 'эстрадными'.

Стало расхожим местом в статьях о Высоцком перечислять, кого он в своих песнях сыграл и изобразил - от героев, покоряющих космос или штурмующих горные высоты, до антигероев, одно лишь 'опубликование' которых многим казалось (и кажется) нарушением общественных приличий и порядков.

Но Высоцкий знать не хотел того 'порядка', который делит людей на достойных и недостойных. Истинный демократизм, к которому наше искусство ещё только тянется, был этому художнику присущ изначально. Для него все люди - люди, персонажи, объекты внимательного изучения. И все состояния человеческой души - самые возвышенные и самые 'низкие' - доступны и вовсе не разведены как полюсы, не разложены по жанрам и рубрикам. Отсюда невероятная градация смешного и страшного, житейского и фантастического, отсюда в бытовом персонаже может проступить символ, а высокая романтика бывает резко заземлена смехом. Исполнительское искусство Высоцкого отражает жизнь в самых невероятных головокружительных её контрастах. А так как на магнитофонных плёнках (а теперь пластинках) осталось и подлежит массовому распространению преимущественно песенное творчество Владимира Высоцкого, мне кажется самым интересным занятием - заново, внимательно к нему прислушаться.

Есть искусство так называемого медленного чтения. Оно много даёт человеку, особенно сегодня, когда все стремятся к скоростям и быстрому поглощению информации. Высоцкого, поэта и исполнителя, ручаюсь, нельзя быстро 'поглощать'. Во всяком случае, эта пора прошла. А пришла пора его понять. Это не так просто, как многим кажется. В общении друг с другом мы минуем многие тонкости чужой души, а значит, рвём контакты. Высоцкий всегда их налаживал, он стремился объединить людей и тратил на это свою жизнь. Пришло время осознать художественное качество и смысл его творческих усилий.

Наталья КРЫМОВА

На седьмой звуковой странице - песни Владимира Высоцкого - 'Аисты' и 'Песня о России' (фрагмент) в исполнении автора.

Фото В.ПЕТЕРБУРЖСКОГО, О.ШИРЯЕВОЙ

 

Звуковая страница 7 - Владимир Высоцкий. Исповедь поэта.

На главную страницу