Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

МАСТЕРА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

ОБРАЗЫ МАРИИ МАКСАКОВОЙ

Когда произносится имя Максаковой, сразу рядом с ним возникает другое - сценическое - Кармен. Максакова спела и сыграла эту партию на сцене Большого театра, когда ей было всего 22 года. 'С первого выхода Кармен словно луч солнца загорался на сцене' - напишет потом свидетель этого триумфа певицы. Очарование сквозило в каждом движении её гибкой фигуры, в гордом повороте изящно посаженной головы. Внешнее обаяние сочеталось с таким совершенством пластической формы, с такой безупречностью вокального звучания и дикции, что, казалось, это была сама гармония.

Кармен Максаковой 'была и страстна, и порывиста, но не вульгарно-чувственна, в ней был истинный трагизм, но отсутствовала мелодрама' - так характеризовал эту роль певицы известный дирижёр Арий Лазовский. Её Кармен несла в себе заряд жизнелюбия, света, сверкающей красоты, и потому так трагично воспринималась в финале оперы её гибель.

В репертуаре певицы было более 40 партий, в том числе в советских операх и ораториях. Первой из них была роль работницы Даши в опере 'За красный Петроград' Е.Пруссака и А.Гладковского, поставленной в Ленинграде. В Большом театре она спела Аксинью в 'Тихом Доне' И.Дзержинского, Груню в 'Броненосце 'Потёмкине' О.Чишко, цыганку Стешу в 'Декабристах' Ю.Шапорина. В оратории этого выдающегося композитора 'Сказание о битве за русскую землю' певица создала эпический образ Матери.

Образы, воплощённые Максаковой, - это яркие оперные портреты, надолго оставшиеся в памяти тех, кто видел актрису. Мария Петровна была великолепной Амнерис - надменной дочерью египетского царя в 'Аиде', неукротимо-мстительной старой цыганкой Азученой в 'Трубадуре' Верди, чудесным Орфеем в одноимённой опере К.Глюка, коварной красавицей Далилой в 'Самсоне и Далиле' Сен-Санса...

Но более всего Максакова была привязана к русской оперной классике, где в полной мере проявилось её актёрское мастерство. И тут мы ощущаем (теперь уже в записях) трагизм раскольницы Марфы в 'Хованщине', своенравность 'гордой полячки' Марины Мнишек в 'Борисе Годунове' и. наконец, конечно, горе несчастной Любаши в 'Царской невесте' Н.Римского-Корсакова.

Как-то Максакова сказала: 'Все считают, что по характеру мне ближе всех Кармен. А я, оказывается,- Любаша! В опере 'Кармен' я с удовольствием на сцене пела и играла. А в роли Любаши я жила!' Таким родным был артистке русский национальный характер, так близка душа русской женщины, полнота её чувств, бескрайняя любовь... И, конечно, она глубоко чувствовала самый стиль музыки, напоённый красотой русской песенности. Брошенная потешившимся ею опричником Грязным, Любаша от горя почти теряет рассудок и позором платит за выпрошенное у немца-лекаря зелье, чтобы извести соперницу. Но она не была злодейкой, она была страдалицей. И Максакова проводила роль с такой правдивостью, с таким драматизмом, что не только зрители, но и партнёры артистки испытывали на себе силу её сценического дара. Замечательный певец Большого театра Алексей Иванов говорил, что когда в спектакле с ним Любашу пела Максакова, то и он начинал ощущать себя настоящим Григорием Грязным: 'Я просто спиной чувствовал её отношение'.

В камерном пении Максакова тоже предпочитала произведения русских композиторов, хотя превосходно пела сочинения и иностранных классиков, в том числе Шумана. Особенно певица поражала слушателей выразительной интерпретацией романсов П.И.Чайковского. Портрет великого композитора всегда украшал её кабинет. 'Чайковский очень человечен, именно он дал мне ключ ко всем операм и романсовой литературе',- говорила Мария Петровна.

И ещё одна область музыки, в которой Максакова оставила неизгладимый след - русская народная песня. 'В доме у нас всегда звучала музыка,- рассказывала певица, - все мы хорошо играли на гитаре, у всех были хорошие голоса... Пели народные и бытовые песни'.

Мария Петровна родилась в Астрахани в 1902 году, вскоре её отец - мелкий конторский служащий - умер. И мать, молодая вдова, осталась с шестью малыми ребятами.

(окончание на стр.13)

 На фото слева вверху - М.П.Максакова с дочерью Л.В.Максаковой, в центре - в роли Кармен ('Кармен' Бизе), внизу - в роли Любаши ('Царская невеста' Римского-Корсакова).

На пятой звуковой странице - в исполнении М.П.Максаковой слушайте романс Глинки на стихи Пушкина 'В крови горит огонь желанья' и русскую народную песню 'Помню я ещё молодушкой была'.

 

Звуковая страница 5 - Мария Максакова. И песня, и романс.

На главную страницу