Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

РЕПОРТАЖ ИЗ СВЕРХЗВУКА

(начало на пред. странице)

:с комфортом и полной гарантией, конструкторам пришлось решить много инженерных и научных задач. Им помогали металлурги, химики, приборостроители. Для 'ТУ 144' создавались высокопрочные алюминиевые сплавы, новейшее электронное оборудование, специальные установки для охлаждения самолёта.

   - На сверхзвуке,- говорит Эдуард Елян, - на наружной обшивке самолёта можно жарить шашлык. Она нагревается до 130 градусов. А в салонах температура нормальная, комнатная.

   На проектирование новой машины и постройку первых образцов ушло почти пять лет. Казалось бы, чего проще, ведь дороги сверхзвука хорошо разведаны: их накатали военные лётчики, которые летают на этих немыслимых скоростях уже не один год. Но конструкторы отказались от соблазна строить первый пассажирский сверхзвуковой на базе боевой машины. Их соображения были простыми и вескими: Аэрофлоту нужна быстроходная машина, в которой могли бы летать не специально тренированные лётчики-профессионалы, а обычные пассажиры.

   Туполевцы создавали принципиально новый воздушный корабль-'бесхвостку' с треугольным крылом двойной стреловидности. Такие крылья принято называть 'оживальными'. На малых дозвуковых скоростях они работают, как обычные прямые. По мере разгона на разных режимах полёта постепенно оживают его аэродинамические качества. На больших скоростях крыло действует, как сверхзвуковое треугольное.

   Расчёты конструкторов оправдались: самолёт, как говорят специалисты, удался. Внутри он такой же, как его предшественники. Сейчас часть кресел снята. На их месте экспериментальная аппаратура. Обилие её поражает. Самолёт напоминает летающую лабораторию. В каждом полёте приборы фиксируют две тысячи показателей.

...Через 20 минут очередной взлёт. К трапу мягко подкатил 'рафик'. На борт поднимаются Бендеров, Козлов, Елян, Селевёрстов - все в высотных доспехах, в гермошлемах. Пока они устраиваются на своих рабочих местах, замечаю, что у каждого над головой люк, что в креслах катапультные устройства.

   - Это так, перестраховка. На всякий случай, - улыбается Бендеров. - Только на время испытаний. Пилоты Аэрофлота будут летать, как всегда,- в отутюженных костюмах.

   Ведущий инженер-испытатель рассказал мне, что все жизненно важные системы самолёта не только продублированы, но и четырёхкратно резервированы. Так что два отказа не в счёт. В соседнем отсеке электронный мозг 'ТУ' - вычислительная машина. Почти весь полёт идет автоматически. И ещё одна любопытная деталь: стоимость электронного оборудования на 'ТУ-144' составляет почти половину стоимости всего самолёта.

   ...В полёт меня так и не взяли. Журналистов пока на борт не берут. Выручил меня Владимир Николаевич Бендеров. Он взял с собой магнитофон и по ходу дела комментировал полёт. Мне оставалось поспевать вести репортаж с земли.

Владимир МИХАЙЛЕНКО, специальный корреспондент 'Кругозора'

После испытательного полёта

Фото Л.Поликашина

   

Звуковая страница 1 - Репортаж-70. 'Путешествие за два звуковых барьера'. Наш корреспондент - инженер-испытатель 'ТУ-144' В.Бендеров.

На главную страницу