Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ДОГОВОРИТЬ, ДОСКАЗАТЬ...

   Конкурсы, соревнования, состязания всякого свойства - и музыкальные в том числе - в 1970 году были, пожалуй, не менее популярны, нежели, скажем, в 1970-м... И, должно быть, как и тысячу лет назад, кроме момента единоборства, соперничества, определения сильнейшего и совершеннейшего, есть ещё одно, пожалуй, самое дорогое - мгновение открытия нового имени. Так минувшим летом московская публика открыла для себя Аркадия Севидова

...Жаркий июльский день. Четвертый Международный конкурс имени Чайковского в разгаре. В тесной трансляционной аппаратной Большого зала Консерватории меня знакомят с невысоким, очень худым юношей. Длинные прямые волосы, свешиваясь колоколом, закрывают лоб и оставляют открытыми серые чёрточки глубоко сидящих внимательных глаз.

   Аркадий Севидов, отыграв 'свой' второй конкурсный тур, пришёл послушать бразильца Морейра-Лиму. Он немножко посидел, помолчал, передохнул что называется, а потом заговорил со знакомым оператором, объясняя, комментируя игру Лимы. И вдруг я услышал тихий, вполголоса репортаж из глубин си-минорной сонаты Листа.

   Разговор во время музыки - вещь, как правило, невыносимая. Но в данном случае севидовское размышление не мешало, оно было для меня интересно. Во-первых, звуковым рисунком: я слышал по-студенчески отрывистую, иногда с оттенком нарочитого примитивизма, но точную и гибкую, меняющуюся по интонации и темпу речь. Во-вторых, размышления были значительны по своей сути, по внутренним критериям. В бескомпромиссных оценках чужого исполнения ощущалась непримиримая требовательность к собственной игре и, пожалуй, даже отвага.

   Да, именно отвага, помимо всего прочего, необходима для того, чтобы решительно взяться за масштабные сочинения, для того, чтобы рвануться к высотам напрямик, пока другие предпочитают пологую спираль. Иначе не поведёшь за собой публику в мрачные подземелья листовской сонаты (Севидов и сам играет её), не выложишь грандиозную мозаику 'Картинок с выставки' Мусоргского, можешь растеряться перед бесконечной сменой горизонтов в гигантской 'Фантазии' Шумана.

   Но вернёмся к репортажу в аппаратной. Сто раз было сказано, что музыка выражает то, перед чем бессильно слово. Да и нуждаются ли в лексической изощренности они, музыканты, хранители и истолкователи иного, необычного языка? И все же я вспоминал выразительную, насыщенную речь Аркадия Севидова и то, как он изредка повторял: 'Во время игры все время стараюсь говорить:', 'Как будто бы удалось сказать всё, что хотел...'. И мне показалось, что:

(окончание на след. странице)

   Минутный разговор с Аркадием Севидовым и фрагмент си-минорной сонаты Листа вы услышите на девятой звуковой странице. Запись по трансляции из Большого зала Консерватории во время четвёртого Международного конкурса имени Чайковского.

   

Звуковая страница 9 - Новые имена. Пианист Аркадий Севидов. Фрагмент сонаты Листа си-минор.

На главную страницу