|
|
||||||||||||||||||||||
ПЕСНИ СОЛНЕЧНОГО КРУГОСВЕТА Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Примечание Н.В.Гоголя к 'Ночи перед Рождеством'. Солнце катилось, умываясь метелями, отражаясь в речных половодьях, окутывалось пылью цветущих трав и хлебов, опускалось в горящие осенние рощи, и народ-земледелец славил светило. 'Уродилась коляда накануне Рождества...' Ряженые неслись по хрустким ночным снегам, окружали избу, гомонили под окнами, блеяли козой, ревели медведем, звякали бубном и бубенцами, величали 'колядкой' хозяина с хозяйкой, их детей, стол, уставленный пирогами, блинами, ватрушками. Окутывались паром двери, и тароватые хозяева выносили снедь, сыпали колядующим дары в мешки и подолы. От избы к избе, от вечерней зари до дымных утренних звёзд веселилось село. В толще зимы уже рождалось будущее движение хлебов, солнце вырывалось из тьмы, набирало яркость и высоту. Под Новый год в полутёмной избе, озарённой язычками лучин, собирались на гаданье девушки. Ставили посреди стола блюдо с водой, бросали в него звонкие кольца, накрывали шитым платком, пели. Новогодняя ночь сулила одним богатство, замужество, другим - вечное девичество, скорое вдовство, третьим - разлуку, дальнюю дорогу, смерть. Вынимали влажные кольца и тут же, при свете лучин, плакали и хохотали. Звучали 'подблюдные песни', слушали их притихшие парни на улице, старики на печах, дети на полатях. Масленица взрывалась блеском весенних льдов, конными игрищами. Дети катали липкие снежные шары, громоздили на огородах баб, врезали им морковные носы, угольные глаза. Посреди села на санях, окруженное толпой, двигалось чучело, в лентах, в мочальных косах, в колокольцах. Выкатывалось под песни, звоны и хохоты за село в поля, где под зимней коркой начинался глубокий рост охлаждённых зёрен. Расхватывали чучело по частям, раскидывали пестрые клочья по межам. Гибло соломенное чучело, чтобы возродиться бурными всходами оттаявших озимей. И смерть его была радостна. 'Весна, весна, на чем пришла? На сошеньке, на боронушке, на молоденькой лошадёнушке'. Весна священная являлась будто не сама,- её выкликали люди. Язычник верил, что её приносит грач на своем иссиня-чёрном крыле, жаворонок в трелях. И румянились на столах 'трачены масленые', ржаные 'жаворонки'. А песни-веснянки звучали над каждой крестьянской сохой. Шли хлебопашцы в поля, выводили земляные борозды с рассвета до вечерней звезды. Летняя 'купальская ночь' - 'русалья'. В берёзовые рощи, в луга тянулись девичьи хороводы. Сарафаны темнели от рос. Венки горели на косах, плыли по речкам и ручьям, и песни сплетались в венки. Парни таились под кручами, наблюдая девичьи купанья. Ночь озарялась кострами. Прыгали над огнём, жарили яишню из ста яиц, целовались. Разбредались парами по туманам. 'Купальская ночь' отзывалась под осень свадебными пирами. Человек, чувствуя жизнь в каждом камне, в каждом прибрежном кусте, возводя эту жизнь к солнцу, ставя в зависимость от неё своё благополучие, здоровье, урожай нивы, славил эту жизнь в тысячах песен. Умерло язычество, но песенная красота его пробилась к нам сквозь века. Эти песни - часть древнейшего ритуала вместе с танцами, вышивками, народными приметами, приёмами земледелия. Они волнуют нас и поныне, как волнует отзвук далёкого детства. А. ПРОХАНОВ |
Звуковая страница 10 - Фольклорная экспедиция. Русскую народную колядку, подблюдную, масленичную, веснянку и купальскую песню представляет А.Проханов.