Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

   ИЗ СКАЗОК О ВЕНСКОМ ЛЕСЕ

             :Ландо и старенькая кобылка Рози, молодой гениальный Штраус и красавица Карла Доннер, поющая тут же сочинённый вальс, размахивающая шляпой, похожей на гнездо с лентами; и 'добряк' Франц-Иосиф, а рядом Иоганн Штраус, уже старый, на балконе перед восторженной, признательной толпой милых, добрых венцев. 'Большой вальс'! Может быть, ничего этого и не было - что ж, простим кинорежиссёру! Но Вене хочется, чтобы так было! Я уже не столица огромной империи, как бы говорит она, но я останусь столицей веселья, изящества, музыки. У меня больше нет пышных фельдмаршалов, нет блистающих эрцгерцогов, нет гвардейцев в белых колетах, но у меня остались мои вальсы!

            И каждый год Вена танцует вальсы. Перед ратушей, прямо на площади, венский балет исполняет штраусовский 'Голубой Дунай' - так начинается ежегодный Венский фестиваль. А потом все площади, все парки Вены становятся эстрадными площадками, и - всюду вальсы! Словно с самого раннего утра встает над своим городом Иоганн Штраус, взмахивает палочкой, и, послушная взмаху, вся Вена начинает - раз, два, три - айн, цвай, драй - кружиться, плыть, вальсировать.

            Иоганн Штраус вспомнился мне ещё раз. В Маутхаузене. В этом страшном лагере эсэсовцы казнили заключённых под звуки вальсов. Жестокость и сентиментальность стояли в одном ряду:

            Сейчас в Вене туман, редкое солнце, редкая бурая листва на деревьях. Нас возят по традиционным туристским маршрутам: Шёнбрунн, кафедральный собор, Пратер. И памятники, памятники, памятники: Фельдмаршал какой-то (ох, как победительно глядит он на нас со своей лошади, а ведь ни одного сражения не выиграл!), эрцгерцоги и просто герцоги, генералы, Мария-Терезия, Франц-Иосиф, и просто Иосиф, и снова памятники былой славы, былого бесславия.

            И обычный дом, лестница, на дверях квартир таблички: 'Шмидт', 'Крафт', 'Мюллер' - и воткнутые в дверные щели открытки, конверты, яркие журналы, адресованные Крафту, Мюллеру.

            И только на самом последнем этаже - 'ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН'.

            Неуживчивый характер заставлял Бетховена часто менять квартиру. В Вене можно найти не одну мемориальную доску. Но мемориальные комнаты сохранились только на Мелькерпастер, 8, где Бетховен прожил одиннадцать лет - годы 'Фиделио', 'Русских квартетов', 'Кориолана', 'Эгмонта', Пятой симфонии и 'Аппассионаты'. Две полупустые комнаты и то немногое, к чему прикасалась рука Бетховена: ключ для настройки рояля, кожаная сахарница, несколько партитур, карандашных рисунков, писем, любимый рояль. Вот и всё. Бедные вещи, бедная экспозиция и очень точное ощущение, словно вот сейчас в дверь этой комнаты постучится судьба - и начнется рождение Пятой симфонии:

            Он поднимался по этой лестнице, наверное, отдыхал по пути, - все-таки высоко. Можно так же, как он, подойти к окну и увидеть то, что видел он: Можно даже прикоснуться к роялю и сыграть на нём наши русские 'Ах, талан, ты мой талан' и величальную 'Славу', которые так не по-русски прозвучали в его 'Русских квартетах'.

            Случилось так, что с Бетховеном мы встретились и в городе другого великого композитора - в моцартовском Зальцбурге. Мы осматривали Фестивальхауз - бывшие епископские конюшни. Многозальное здание пристроено прямо к отвесной скале. Открытая сцена - бывший манеж. В скале вырублено несколько ярусов галерей. Отсюда зрители смотрели на верховую езду. Теперь галереи стали сценой, манеж - местом для оркестра. Крыша - открытое небо. Сопровождавший нас старый полный господин вдруг вышел на середину манежа и неожиданно высоким голосом запел из 'Фиделио'. Бывший певец - теперь смотритель Фестивальхауза. Он рассказал, как ставилась опера Бетховена здесь, на открытой сцене, в 1929 году. Каждая арка галереи - камера узника. Луч прожектора выхватывал то одну, то другую фигуру, а во время хора узников освещалась вся скала.

            В Фестивальхаузе и сейчас ставятся оперные спектакли. Руководит ими Герберт фон Караян, приглашая к участию лучших певцов мира. Недавно здесь звучали в его постановке 'Борис Годунов' Мусоргского, 'Электра' Рихарда Штрауса, 'Кармен' Бизе:

            Да, многое изменилось в жизни Австрии, но неизменной осталась её любовь к музыке, прекрасной музыке знаменитых венцев Гайдна, Шуберта, Малера, Брукнера, всех Штраусов.

            И даже гид, который возил нас по Австрии, звался Рихард Вагнер.

Л.КРЕНКЕЛЬ, специальный корреспондент 'Кругозора'

Вена

На фото:

Памятник Иоганну Штраусу в венском городском парке.

Открытие фестиваля. Вальс 'Голубой Дунай' на площади перед ратушей.

Вена. Середина ХХ века.

 

Звуковая страница 5 - Музыкальные шедевры. Фрагмент второго действия оперы Бизе 'Кармен'. Кармен - Г.Бамбри, Хозе - Д.Викерс. Дирижёр Г. фон Караян.

На главную страницу