|
философия жеста ВАХТАНГ ЧАБУКИАНИ: 'Отелло и Гамлет - вот величайшие шекспировские образы, которыми я одержим всю жизнь. В них для меня всё средоточие Шекспира... В обоих случаях трагедия героев, их внутренняя драма, метание их душ говорят не об их слабости и, так сказать, 'гамлетизме', а об их высокой человечности, ибо они рождены не для того, чтобы ненавидеть, карать и мстить, а любить, верить, радоваться и творить добро. Вот что я хотел воплотить в спектакле 'Отелло' и в образе Отелло, вот что меня породнило с 'Гамлетом'. ПРЕМЬЕРА В ТБИЛИСИ: ФОНОГРАММА РЕПЕТИЦИИ. Т.ВИНОКУРОВА И вот спустя годы он снова вернулся к Шекспиру... ...Судьба Вахтанга Чабукиани, народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии, не столь уж проста. Этот человек, о котором говорят, что он отнял у балета привилегию быть царством женщины, сделав балетный театр также и театром танцовщика, сам исполнивший свыше сорока партий, мог вообще оказаться вне хореографического искусства. Обстоятельства сложились так, что по-настоящему он начал учиться уже будучи юношей. Правила же требуют занятий с детства. Дебютировал Чабукиани в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. И его сценическая карьера началась очень удачно. Выдающийся танцовщик - его прыжок называли 'полётом орла', - Чабукиани очень быстро заявил о себе и как талантливый балетмейстер. Он ставит 'Сердце гор', 'Лауренсию', и в этих балетах разрабатывает новые для своего жанра темы - мужества, борьбы, героики. Это и есть тот путь, который потом приведёт его к Отелло. Не такой уж короткий путь, но кажется он ещё более долгим, чем есть на самом деле: яркая жизнь проходит на глазах у людей, сколько событий в ней - хватило бы на несколько жизней, сколько громких имён рядом... 'Достойной партнёршей В.Чабукиани явилась молодая балерина заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая' - так писали в рецензии на 'Дон-Кихота' в Большом театре. Чабукиани тогда - сорок три года. Пройдёт ещё несколько лет, и он покажет 'Отелло' - свою лучшую работу. Как будет неистовствовать зал на этих спектаклях! Причина такого огромного успеха, главный смысл новаторства Чабукиани заключались в том, что актёру балета удалось передать не только шекспировские страсти, но и шекспировскую мысль. Известный трагик Хорава, видевший 'Отелло' Чабукиани, утверждает: 'Да, Отелло, которого я сыграл несколько сот раз, трагизм и любовь которого я пережил в каждом спектакле, в исполнении Чабукиани заставил и меня радоваться, и плакать, и гневаться по-новому... Да, это шекспировский Отелло'. ...Когда в Тбилисском театре оперы и балета имени Палиашвили начались репетиции 'Гамлета', корреспондент 'Кругозора' получил задание выехать в Грузию. Так была записана наша звуковая страница. Фото А.Лидова |
Звуковая страница 11 - репетиция танцовщика.