Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

(окончание, начало на обл.2)

Подлинно национальное бедствие представляла в то время детская беспризорность - страшное наследие войны и разрухи. Сотни тысяч детей оказались на улице, лишённые крова и пищи. В спасении ребят решающую роль сыграла созданная при участии В.И.Ленина 'Детская социальная инспекция'. Её работе помогали тысячи добровольцев - учителя, врачи, юристы, работники ВЧК и милиции. В стране появилась широкая сеть детских домов и колоний, государство взяло бывших беспризорников под свою опеку, окружило заботой.

Дети всегда видели в Ленине своего друга, близкого им человека. Со всех концов страны в адрес Владимира Ильича приходили ребячьи письма, которые нельзя читать без волнения.

...Ребята из города Советска Вятской губернии сообщали Владимиру Ильичу, что они высылают на его имя для голодающих детей Москвы собранные ими 654 пуда сухарей и готовят такой же подарок для Петрограда.

...Бывшие беспризорники, воспитанники Царицынского детского дома ? 15, обещают В.И.Ленину бросить свои дурные привычки и пишут: 'У нас введён труд, сами работаем в доме и в огороде и ещё занимаемся физически; мы закаляем себя и учимся, как нужно работать'.

...14-летний Ваня Иванов из Орловской губернии умоляет вождя мобилизовать мальчиков, родившихся в 1904 г.: 'Мне так хочется защищать Советскую власть, но самовольно уйти я не могу, потому что родители не пускают'.

...Маленькая жительница города Петрозаводска Тюне Сильвентойнен просит прислать для её сестрёнки мишку, а для неё большую куклу с закрывающимися глазами.

...Узнав о злодейском покушении на Владимира Ильича, московская школьница Наташа Вознесенская пишет ему: 'Будь здоров, дорогой! Я расту для твоей работы. Мама учит агитаторов на Сретенском бульваре. Я тоже буду учить, чтобы шли за тобой'.

...Ученики Драбовской школы благодарили вождя, Советскую власть за то, что теперь они, бедняцкие дети, могут 'свободно учиться в трудовой школе', которую создала Октябрьская революция'.

Школе В.И.Ленин уделял особое внимание. На VIII съезде РКП(б) по его предложению в Программу партии были включены положения о бесплатном и обязательном, общем и политехническом образовании для всех детей школьного возраста, осуществлении тесной связи обучения с общественно-производительным трудом. В этом Ленин видел непременное условие воспитания всесторонне развитой личности. Большое значение придавал он воспитанию в детях гражданской активности. 'Самодеятельность (детей) в школе', - записывает Владимир Ильич в черновых набросках к проекту Программы. Эти ленинские мысли положены сейчас партией в основу принципов осуществления школьной реформы.

После смерти В.И.Ленина в стране был учреждён Фонд помощи детям - фонд его имени. В наше время, в год 70-летия Октября, эту народную инициативу возродили, создав Советский детский фонд имени В.И.Ленина. Он призван объединить усилия отдельных людей и трудовых коллективов, общественных организаций и развить ленинские указания о бережном, заботливом отношении к детям, достойно продолжить традиции общества 'Друг детей'.

Фонду предстоит решить немало назревших проблем. Они, конечно, иные, чем в те годы. Но это не снимает для нас их остроты и злободневности. Откуда, скажем, могло появиться такое широкое явление, как никому не нужные, по существу, брошенные дети?

Никто из нас не может, не имеет права оставаться спокойным, когда сотни детей страдают от бессердечия взрослых, когда появляется детская преступность. Конечно, силами одного лишь фонда эту проблему не решить. Тут нужна поистине всенародная поддержка.

'Предстоит непростая работа - повернуть к проблеме детства духовное сознание народа' - в этих словах председателя Детского фонда Альберта Лиханова смысл той задачи, которая стоит перед всеми нами, взрослыми.

В.ШАНЬГИНА

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПРОРАБЫ ПЕРЕСТРОЙКИ

ДОРОГА К ЛЮДЯМ

В преддверии XIX Всесоюзной партийной конференции в цехах и партийных комитетах, в институтских лабораториях и на полевых станах люди обсуждают насущные вопросы жизни, размышляют о том, как повсеместно возродить дух ленинской партийности, сделать творческий подход к делу нормой, как укрепить в каждом чувство ответственности и раскрепостить инициативу, дух поиска и самостоятельности в действиях. Люди думают, предлагают, советуются...

Мы возвращались с Владимиром Соболевым, первым секретарём Урицкого райкома партии, с заседания бюро райкома 'прозаседавшиеся' и голодные. Фары высвечивали убегающую под колёса дорогу.

С Соболевым мы ровесники, оба сорокалетние, в одни и те же годы стартовали в жизни. И, признаюсь, мне понравилось сегодня, когда на вопрос, где же таится главный враг перестройки, он, глядя на чёрную грушу микрофона, сказал:

- Главный - возможно, во мне. В каждом из нас, в нашей неповоротливости, негибкости, в отсутствии революционной решительности, в зазнайстве - всё-то мы, партийные руководители, знаем, всё-то умеем лучше других...

Как будто продолжая высказанную на бюро мысль, Соболев убеждённо говорил:

- Когда выбрали первым, я помню, как молитву, повторял про себя: только не думай, что ты теперь самый умный, обо всём можешь судить и рядить. У нас как бывает: с должностью вроде получают и право всех поучать... Агронома - когда сеять и убирать, ветеринара - когда корове телиться, библиотекаря - что рекомендовать читать... Вот люди и отучились думать, решать, чувствовать себя хозяевами. А это, как видим, чревато...

Первым Соболева избрали год назад. Он был десятым по счёту секретарём Урицкого райкома, если отсчитывать с военного времени. Наследство ему досталось сложное. И причина была не в землях, хотя не из щедрых они, не в технике, которой, будем справедливы, хватало. Рук работящих недоставало - люди из сел уезжали сотнями, а рождаемость держалась на тревожной отметке.

- Долго оторваны мы были от людей, от их нужд, их забот, - чеканил слова Соболев. - В райкомовских кабинетах не пробьёшься - инструкторы, инструкторы... А кого, скажите, им инструктировать, да и зачем, к чему без конца наставлять, если народ пошёл грамотный? Это же всё отжило - совещания бесконечные, инструктажи... Надо разбудить дремлющие силы, вернуть людей к земле. Это-то и стало главным в райкомовской работе, партийных заботах - живая связь с людьми.

Из выступлений членов бюро я знал, что уже в прошлом году население района прибавилось на полтысячи человек. Вроде бы и невелика цифра, но это как посмотреть - испокон веку проблемы выбора для живущих подле Нарышкина как бы не существовало: жить могли в деревне, а на работу по утрам отправлялись в Орёл. Человек, известно, ищет, где лучше. Прибавка в пятьсот человек, из которых половина - местные, вернувшиеся на прежнее место жительства, это не только тысяча рабочих рук, а новый микроклимат...

(продолжение на стр.2)

 

Звуковая страница 2 - Первые шаги перестройки. Размышляет секретарь Урицкого райкома партии Орловской области В.В.Соболев.

На главную страницу