|
|
РУБЕЖИ ИСТОРИИ 1000 ЛЕТ НА ЧАСАХ ВЕЧНОСТИ Однако, пожалуй, именно литературе и музыке менее всего повезло в известности по сравнению, скажем, с живописью, тем более церковной архитектурой. - Ответ на ваш вопрос я склонен начать словами Д.С.Лихачёва: 'Силы, знания, навыки, необходимые для образования литературы, накапливались постепенно... Но вот внезапно из этого незаметного накопления родилась литература очень высокого уровня'. Православное учение открывает высокое видение в творчестве. Оно является, вполне закономерно, источником высокой литературы, источником музыкального искусства, искусства изобразительного. Говорить, что литературе и музыке менее всего повезло в известности, пожалуй, странно. Что значит известность?.. Почти вся древнерусская письменность - это произведения церковных авторов, чаще всего монахов, которые в своих уединённых кельях переводили творения не только святых отцов, но и античных классиков. Таким образом, создавая самобытную письменность, они одновременно приобщали людей к письменности мировой. Не повезло не литературе в известности, а тем людям, которые мало читают, тем самым не приобщаются к истокам родной культуры. Наши государственные библиотеки открыты и хранят много памятников письменности, многие источники изданы и издаются в наши дни. Но, к сожалению, как говорил Александр Сергеевич Пушкин, мы часто бываем ленивы и нелюбопытны. А ведь главное в жизни - не отрываться от корней. По мере углубления в недра национальной истории каждый человек обретает ту питательную живительную среду, без которой невозможно сохранить свой язык, свою письменность, свою самобытную национальную культуру. Многоцветие национальных традиций только обогащает народ, время, в которое он живёт, и ту новую культуру, которая созидается. Что касается музыки, то традиция храмового пения никогда не прерывалась. Главным в песнопениях всегда оставалось слово. Более подробно на этот вопрос вам ответит заведующий нашей музыкальной редакцией иеродиакон Иосиф, ему я и передаю слово. Иеродиакон Иосиф: Церковная музыка складывалась веками. Нам известно богатейшее музыкальное наследие, значительная часть которого безымянна, то есть не подписана авторами. Вслед за 'открытием' художественной ценности русской иконы подобное 'открытие' наблюдается и при изучении самобытной русской музыки. В настоящее время последние научные достижения позволяют 'прочитать' очень интересные памятники раннего русского многоголосия XVII века, которые длительное время из-за специфических нотных знаков нельзя было прочитать. Есть большое число композиторов XVIII-XX веков, произведения которых исполнялись и исполняются сегодня и в храмах, и на концертных площадках. Развитие русской церковной музыки пошло по двум путям - гармонизации древних распевов и созданию оригинальных произведений. Большинство композиторов работали в обоих направлениях. Ярким композитором, соединившим европейскую культуру с древней русской музыкальной традицией, стал A. Кастальский. Он создал целую школу последователей, среди которых П.Чесноков, А.Никольский, B.Калинников, К.Шведов, С.Рахманинов, из композиторов последнего времени Г.Извеков, Д.Яичков, Н.Вирановский, А.Третьяков. - Анатолий Иванович, церковь на протяжении веков всегда активно вторгалась в решение социальных вопросов. Какова её роль сейчас, в процессе охватившей страну перестройки? - Прежде всего, определяя социальное служение Церкви, я бы воздержался от слова вторжение. Члены Русской Православной Церкви одновременно являются гражданами нашего государства. Поэтому все процессы, которые происходят в нашей стране, естественно связаны и с русским верующим народом. То есть они осуществляют свой вклад и в дело перестройки, и в миротворческое служение, на каком бы служебном посту они ни находились. Нравственные основы духовного совершенствования предусматривают, что уже сама жизнь прекрасна, если заполнена высшими интересами личности и общества. Дело перестройки благотворно и, как говорится в Предъюбилейном Послании Патриарха и Священного Синода, 'нас воодушевляет процесс упрочения духовных и нравственных основ в личной, семейной и общественной жизни народа, стремления нашей страны укрепить общечеловеческие нравственные нормы в международных отношениях'. - Велика и общеизвестна неустанная активная роль Русской православной церкви в борьбе за мир, в мировом антиядерном движении. Какие акции были и будут предприняты в этом направлении в юбилейном году? - Прежде всего это самая широкая поддержка совместно с Национальным Советом Церквей Христа в США советско-американских переговоров по сокращению ядерного и ракетного вооружения. А также принятие на Поместном Соборе программы дальнейшей миротворческой деятельности Русской Православной Церкви. Путь, избранный нами, нелёгок, непрост и тернист. Но если есть вера, если есть надежда, есть жертвенная любовь - все трудности преодолимы. Беседу вёл В.Гаспарян, кандидат исторических наук На фото: колокола Данилова монастыря; Киево-Печерская лавра; Пещерный храм XI в. в Киево-Печерской лавре; Троице-Сергиева лавра (г. Загорск); Остромирово Евангелие 1056-1057 гг.; представители церквей - участники международного форума 'За безъядерный мир, за выживание человечества' в Даниловом монастыре, г. Москва, февраль 1987 г. Фрагмент из 'Всенощного бдения' С.Рахманинова в исполнении Ленинградской государственной академической капеллы имени М.И.Глинки под управлением В.Чернушенко вы услышите на шестой звуковой странице. |
Звуковая страница 6 - С.Рахманинов. 'Блажен муж' из 'Всенощного бдения', соч. 37.