|
|
ПЛАНЕТА ? 2995 Ещё в 1924 году она прочла замечательный роман Э.Войнич 'Овод'. С тех пор Артур - Овод стал её героем, и всю дальнейшую жизнь она с ним не расстаётся. Те, кому довелось побывать у известного советского литературо-веда Евгении Александровны Таратуты, видели огромный шкаф, на полках которого теснятся книги с этим романом. 231 книга - 'Овод' на разных языках, из многих стран мира. Здесь же статьи, выступления, рецензии самой Евгении Александровны. В том числе две книги о Войнич - для взрослых и для детей. Но мало кто знает, какую роль образ мужественного борца против тирании сыграл в жизни литературоведа. С романом 'Овод' Таратута оказалась в ссылке после 37-го года. Провинность одна - её отец репрессирован. Не рассталась с этой книгой и в 50-м, когда была осуждена сама. 'Овод' оказался единственной её личной вещью, с которой Евгения Александровна вышла на волю после реабили-тации. Смелость, стойкость героя Войнич стали для хрупкой женщины той духовной опорой, которая помогла ей выстоять, дала силы поддержать товарищей по несчастью. Это большое мужество, которое сегодня мы должны ценить. Не случайно одну из недавно открытых малых планет (? 2995) по предложению крымских астрономов назвали именем Евгении Таратуты. А ещё помогли врезавшиеся в память слова и стихи Маяковского, Фигнер, Пастернака... Те, кого мы сегодня чтим как советских классиков, были для Евгении Александровны в тяжкую годину живыми современниками, близ-кими людьми. Утеряны её дневники со свежими впечатле-ниями тех лет. Но есть ещё человеческая память, есть магни-тофонные записи. 'У меня было три стихо-творения, которые меня спасали, - это 'Песнь о вещем Олеге' Пушкина, 'Во весь голос' Маяков-ского и когда это уже не помогало, тогда - 'Анчар' Пушкина. О том, как русская поэзия помогла выжить в трудную годину, рассказывает Евгения Александ-ровна Таратута на пятой звуковой странице, которую подготовил С.Филиппов. |
Ярослав СМЕЛЯКОВ
НАДПИСЬ НА 'ИСТОРИИ РОССИИ' СОЛОВЬЁВА История не терпит суесловья, трудна её народная стезя. Её страницы, залитые кровью, нельзя любить бездумною любовью и не любить без памяти нельзя.
ЗЕМЛЯ Тихо прожил я жизнь человечью: ни бурана, ни шторма не знал, по волнам океана не плавал, в облаках и во сне не летал.
Но зато, словно юность вторую, полюбил я в просторном краю эту чёрную землю сырую, эту милую землю мою.
Для неё ничего не жалея, я лишился покоя и сна, стали руки большие темнее, но зато посветлела она.
Чтоб её не кручинились кручи и глядела она веселей, я возил её в тачке скрипучей так, как женщины возят детей.
Я себя признаю виноватым, но прощенья не требую в том, что её подымал я лопатой и валил на колени кайлом.
Ведь и сам я, от счастья бледнея, зажимая гранату свою, в полный рост поднимался над нею и, простреленный, падал в бою.
Ты дала мне вершину и бездну, подарила свою широту. Стал я сильным, как тёрн, и железным - даже окиси привкус во рту.
Даже жёсткие эти морщины, что на лбу и по щёкам прошли, как отцовские руки у сына, по наследству я взял у земли.
Человек с голубыми глазами, не стыжусь и не радуюсь я, что осталась земля под ногтями и под сердцем осталась земля.
Ты мне небом и волнами стала, колыбель и последний приют... Видно, значишь ты в жизни немало, если жизнь за тебя отдают.
ПЕЙЗАЖ Сегодня в утреннюю пору, когда обычно даль темна, я отодвинул набок штору и молча замер у окна.
Небес сияющая сила без суеты и без труда сосняк и ельник просквозила, да так, как будто навсегда. |
|
Мне - как награда без привычки - вся освещённая земля и дробный стрёкот электрички, как шов, сшивающий поля.
Я плотью чувствую и слышу, что с этим зимним утром слит, и жизнь моя, как снег на крыше, в спокойном золоте блестит.
Ещё покроют небо тучи, ещё во двор заглянет зло. Но всё-таки насколько лучше, когда за окнами светло!
ПОЭТЫ Я не о тех золотоглавых певцах отеческой земли, что пили всласть из чаши славы и в антологии вошли.
И не о тех полузаметных свидетелях прошедших лет, что всё же на листах газетных оставили свой слабый след.
Хочу сказать, хотя бы сжато, о тех, что тщанью вопреки так и ушли, не напечатав одной-единственной строки.
В посёлках и на полустанках они- средь шумной толчеи - писали на служебных бланках стихотворения свои.
Над ученической тетрадкой, в желанье славы и добра, вздыхая горестно и сладко, они сидели до утра.
Неясных замыслов величье их души собственные жгло, но сквозь затор косноязычья пробиться к людям не могло.
Поэмы, сложенные в спешке, читали с пафосом они под полускрытые усмешки их сослуживцев и родни.
Ах, сколько их прошло по свету от тех до нынешних времён, таких неузнанных поэтов и нерасслышанных имён!
Всех бедных братьев, что к потомкам не проложили торный путь, считаю долгом пусть негромко, но благодарно помянуть.
Ведь музы Пушкина и Блока, найдя подвал или чердак, их посещали ненароком, к ним забегали просто так.
Их лбов таинственно касались, дарили две минуты им и, улыбнувшись, возвращались назад, к властителям своим. |
ИЗВЕСТНЫЕ ПОЭТЫ - ЗАБЫТЫЕ СТРОКИ
В этом номере мы открываем новую рубрику, в которой вы познакомитесь с далеко не всем известными стихами советских поэтов. Мы не будем придерживаться хронологии, потому что каждый значительный поэт - это особая планета, орбита которой не всегда вписывается в систему поэтического мироздания. Ярослав Смеляков (1913-1972) - крупный советский поэт, его стихи - яркое и самобытное явление в советской поэзии. Сложной была судьба у Ярослава Василь-евича. Сам он писал: 'Моя жизнь и моя литературная работа связаны с десятками и сотнями людей и без них не мыслится. Но если я хоть бегло упомяну каждого, то получится целая повесть о времени и людях'. Уже в ранних произведениях - 'Бал-лада о числах', 'Работа и любовь' - проявились лучшие черты его дарования: искренность гражданского пафоса, жизнеутверждающая страстность, суровая сдержанность. В зрелых произведениях (книги 'Разговор о главном', 'День России', поэмы 'Строгая любовь', 'Молодые люди' и др.) поэт показал, что ему прежде всего дороги в людях истинно человеческое достоин-ство, чуждое тщеславию, и готовность на любые испытания и любой труд, как бы он ни был подчас суров и тяжёл.
Фото Н.КОЧНЕВА
|
Звуковая страница 5 - Сила поэзии. Критик Е.А.Таратута - о значении в жизни человека поэтического слова.