Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

СТРАНИЦЫ РУССКОГО РОМАНСА

ЭХО 'КОЛОКОЛЬЧИКА'

Есть некая предопределённость в том, что знаменитый романс 'Однозвучно гремит колокольчик' написали два человека, познавшие горечь крепостной неволи: Александр Гурилёв (1803-1858 гг.), сын крепостного музыканта графа В.Г.Орлова, и Иван Макаров (1821-1852 гг.), холоп пермского помещика Всеволожского, 'за сочинительство, их сиятельству непотребное', отправленный ямщиком в конвойную роту, сопровождавшую ссыльных по уральским и сибирским трактам.

Судьба не свела авторов 'Колокольчика' в жизни, но промчала их по одной дороге страданий и лишений, подвела к одинаково печальному концу. Проведя больше пяти лет в больнице, Гурилёв умер в одиночестве, забвении и нищете. Макаров замёрз в февральскую стужу на пересыльном этапе (в 'бумагах с сочинительством', доставленных матери ямщика, была пророческая строка: 'Ты под звон мой в дороге замёрзнешь' - из его стихотворения 'Колокольчик - мой друг').

Остаётся удивляться и гадать, как стихи Макарова, далёкие от литературного совершенства, но задушевные и тревожные, оказались опубликованными. Но так или иначе 'Колокольчик' попал на глаза Гурилёву и не мог не тронуть его искренностью печальной исповеди.

Быть может, перед мысленным взором композитора прошла собственная жизнь. Наверное, и его сердце 'разгорелось огнём' беспокойной памяти. Вспомнился отец - Лев Степанович, капельмейстер крепостного оркестра, талантливый композитор, пианист, скрипач, его первый учитель музыки. Вспомнилась 'Отрада', подмосковное имение Орлова, где в шелест живописных рощ вплетались грустные мелодии крестьянских песен-жалоб на тяжёлую долю. Не они ли впоследствии навеяли Гурилёву музыкальные темы романсов, в которых он так и не смог избавиться от печали и задумчивости? Вспомнился и самый радостный день, когда после смерти графа Орлова Гурилёвы получили вольную. Они переехали в Москву. Перед Александром был чистый лист судьбы, который хотелось заполнить нотными знаками. Получив долгожданную свободу, он оставался - теперь уже на всю жизнь - рабом музыки.

Щедро одарённый от природы, Гурилёв скоро приобрёл известность как композитор, скрипач, пианист, педагог. Его сочинения: романсы, фортепианные вариации, обработки народных песен, польки, мазурки, вальсы - стали издаваться, а имя называлось рядом с именем очень популярного композитора, певца и гитариста Александра Варламова. Варламов, со временем один из ближайших друзей Гурилёва, как музыкант оказал на него, пожалуй, самое большое влияние.

В своей вокальной лирике Александр Гурилёв остаётся верен истинно народной поэзии. Его любимый поэт - Алексей Кольцов, среди наиболее популярных - романсы на его слова: 'Не шуми ты, рожь', 'Грусть девушки', 'Разлука' ('На заре туманной юности').

Однако в череде и на фоне 'кольцовских' песен-романсов Гурилёва не затерялся, не замолк макаровский 'Колокольчик'. Больше того, он в его творчестве звучит не 'однозвучно': композитор написал ещё два романса на слова Макарова - 'В морозную ночь я смотрел' и 'Падучая звезда'. Что касается 'Колокольчика', то слова его, бесхитростные и проникновенные, вслед за Гурилёвым тронули душевные струны и других композиторов.

Эхо романса (а по некоторым сборникам - песни) оказалось и впрямь долгим. Около полутораста лет звучит и поныне трогает душу ямщицкая песня-печаль.

Выдающиеся певцы прошлого включали романс в свой репертуар. Многие современные исполнители поют его. В своё время 'Колокольчик' исполняла Н.А.Обухова, очень высоко ценившая творчество Гурилёва. Она писала: 'Люблю петь старинные романсы Варламова, Гурилёва, Булахова, Титова, Донаурова. Люблю эти романсы за искренность, простоту, за живое воплощение дум и чувств, связанных с русским человеком, с русской природой'.

Станислав СЕРГЕЕВ

Фото А.ШТОРХА

На седьмой звуковой странице вы услышите романсы А.Гурилёва и К.Сидоровича (его романс обычно считают русской народной песней) на стихи И.Макарова 'Однозвучно гремит колокольчик'. Исполнители: B.Атлантов, 3.Соткилава и Академический Большой хор Всесоюзного радио и телевидения.

  Звуковая страница 7  - Русский романс. 'Однозвучно гремит колокольчик' исполняют народные артисты СССР В.Атлантов и 3.Соткилава.

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПОЮТ ДРАМАТИЧЕСКИЕ АКТЁРЫ

КАК ПОКОРИТЬ ПАРИЖ?

'Каждый человек на определённых этапах своей жизни должен решаться на смелый прыжок, брать новую высоту' - эти слова известная актриса театра и кино Джейн Биркин сказала французским журналистам накануне первого в её жизни сольного концерта на парижской сцене.

Двадцать лет назад юная англичанка появилась в столице Франции с довольно весомым для её возраста творческим багажом - несколько ролей в комедийных фильмах и удачное выступление на театральных подмостках в пьесе Пьера Грэмбла 'Лозунг'. Она была мила, непосредственна, всё в ней казалось привлекательным, даже лёгкий акцент. Но для того чтобы покорить Париж, этого, конечно, недостаточно. Джейн Биркин везло - она встречалась на съёмочных площадках с интереснейшими режиссёрами: Жаном-Люком Годаром, Клодом Зиди, Дуайоном, Риветтом, которые увидели в ней главное - сильный, целостный характер, трогательную женственность, неиссякаемое чувство юмора и немаловажную черту для актёра - огромную работоспособность.

Наверное, поэтому Клод Зиди приглашает Джейн составить компанию незадачливому герою Пьера Ришара.

Джейн Биркин снялась почти в пятидесяти фильмах. Работала она и на театральной сцене с одним из самых крупных режиссёров Франции - Патрисом Шеро. Чтобы сыграть роль в предложенной им пьесе Мариво, она несколько месяцев брала уроки фонетики, чтобы избавиться от того самого акцента, который так нравился зрителям и был, как ей казалось, неуместным в пьесе 'самого французского драматурга'.

Двадцать лет назад Джейн Биркин записала первую песню. Поэт и композитор Серж Гинзбур, которого Джейн считает своим Пигмалионом, предложил молоденькой актрисе песню, отвергнутую Брижит Бардо, - 'Я люблю тебя, я тебя тоже... нет'. Впоследствии вышел фильм Гинзбура с тем же названием, где Джейн сыграла главную роль. С тех пор две её верные музы - песня и кино сопровождают актрису...

(окончание на стр.11)

 

Звуковая страница 11 - Джейн Биркин (Франция): 'Баллада о Джонни Джейн', 'Одинокая в Вавилоне' и 'Фаны 60-х годов'.

На главную страницу