|
|
ГОСТИ МОСКВЫ ДЖАЗОВАЯ ПАЛИТРА ДЭЙВА БРУБЕКА В горной гряде, образуемой джазом, это одна из самых приметных вершин. Человек, создавший свой стиль, своё неповторимое звучание. Двух-трёх первых тактов довольно. чтобы с уверенностью сказать: это Дейв Брубек. Ученик Дариуса Мийо. Знаменитого французского композитора, работавшего в годы войны в США, Брубек сформировался как исполнитель и композитор уж давно: пик его популярности пришелся на 50-е и начало 60-х годов. Он стал музыкантом в разгар популярности стиля 'боп' с его горячими, экспрессивными формами, сложной аккордикой, необычной спирально-завихрённой фразировкой ('Разбегающиеся, нервные фразы, которые лишь изредка приобретали характер мелодических отрывков',- писал исследователь джаза И.Э.Берендт). В это вспененное, бурлящее звуковое море Брубек принес известное 'охлаждение' (недаром новый стиль получит название 'прохладного джаза'), лад и порядок, его музыка оказалась утонченной и эластичной, в неё органично вписались традиции классического и романтического рояля. 'Опознавательными знаками ' брубековского квартета становятся культивируемые им 'неквадратные' размеры, и особенно часто применяется трёх- и пятидольный метр, впервые прозвучавший в композиции 'Перерыв на пять минут', написанной коллегой Брубека по ансамблю саксофонистом Полом Дезмондом. Встречается у него также одновременное использование двух различных метров (когда Брубек. к примеру, импровизирует в ритме вальса, а аккомпанемент звучит на четыре четверти). Другими приметами группы становится интерес к неамериканским музыкальным культурам (европейским, азиатским, африканским), классические, лишенные джазового свинга вставки, полифония. Символично выглядит в этой связи название одной из самых известных пьес Брубека - 'Блюзовое рондо в турецком стиле', где негритянские корни (блюз) объединены с классической формой (рондо) и восточными интонациями (в турецком стиле). Таким был Брубек прежде. Музыкант. с которым мы уже три десятилетия знакомы заочно. И вот он у нас в гостях. Его новый квартет (с кларнетистом Биллом Смитом, ударником Рэнди Джонсом и бас-гитаристом Крисом Брубеком) выступил в Москве. Таллине. Ленинграде. Встречался с нашими музыкантами, играл с ними. Аудитория тепло приветствовала совместные импровизации... Каким мы услышали 'нового' Все старые, хорошо знакомые свойства оказались при нём: изумительное туше, тонкое ощущение клавиатуры, педали, богатая тембровая палитра. Особенно поразило колдовство фактуры: 'внутренняя жизнь' аккордов, голосоведение, игра светотени. Родство его джазовых приёмов с классической фортепианной школой безусловно - многие вступления к пьесам звучали по 'климату' подобно ноктюрнам Шопена или этюдам-картинам Рахманинова. И когда они перерастали в чисто джазовую, ткань, в фейерверки импровизаций, то были лёгкими, мечтательно-напевными. Вокальность вообще один из отличительных признаков брубековской игры. И ещё солнечность, мажорность. Кажется, что пианист этот вообще органически не способен к 'тёмным' краскам, к драматизму, конфликтности. Его мир - это мир простодушной детской забавы, мир без зла и разрушения, мир вечного утра и вечной молодости. Аркадий ПЕТРОВ На одиннадцатой странице - фрагменты композиций Дейва Брубека 'Блюз для Ньюнорта' 'Твои отражения', 'Я пойду далеко' в исполнении квартета Д.Брубека, Фото В.Лучина |
Звуковая страница 11 - Дейв Брубек (США). Фрагменты джазовых композиций: Блюз для Ньюпорта; Твои отражения; Я пойду далеко (в исп. квартета Д.Брубека).