Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

В ПРОШЛОЕ - ЗА БУДУЩИМ

   как-то знаменитый скульптор Шадр воскликнул: 'Почему мы не ставим памятники среди природы, на холмах? Как бы они смотрелись со всех сторон...' Вот таким звучащим монументом на просторе, видимым и слышимым со всех сторон, представляется мне армянская музыка.

   Откуда ни посмотри... Возьмите сегодняшний день, нашу композиторскую молодёжь - блестящих симфонистов Исраэляна и Айрапетяна, которых начинают узнавать в Европе; мастеров оперы - Тертеряна, чьё 'Землетрясение ' готовится к постановке в Галле, Юрия Казаряна, 'Хемингуэй' которого будет показан в Гаване; Арташеса Карталяна, создавшего интереснейшее джазовое трио; Арзаса Восканяна, который отталкивается от фольклора...

   Кстати, вот, наконец, спасительное слово - фольклор. Оно поможет мне остановить перечень фамилий и одновременно коснуться животрепещущего вопроса о наших истоках. Сейчас кое-кто продолжает думать, что фольклор себя исчерпал. Нужно ли это отрицать? Помните, как 14-летний мальчик однажды пожаловался Марку Твену на своих родителей, на то, что ему с ними трудно, что они туповаты и ничего не понимают? Твен ответил мальчику, что он тоже в этом возрасте имел трудности с родителями, но что когда ему исполнилось 20 лет, то он был удивлён, как всего за 6 лет родители поумнели...

   Мысли теснятся, когда думаешь о тайнах нашей музыки, о кипах сочинении - неведомых, нерасшифрованных, записанных так называемыми 'хазами', невмами - значками, в которых есть что-то иероглифическое. А ведь эти произведения созданы профессионалами-композиторами с очень старинных времён по XVIII век. Разве это не один из самых удивительных и фантастических кладов в мире?

   Хазы пытался расшифровать Комитас и где-то обронил словечко, что 'нашёл ключ', но где этот ключ - неизвестно. Зато он сам собрал и записал 3000 народных песен, тех самых песен, о которых Брюсов говорил: 'При всей своей страстности армянская песня - целомудренна; при всей пламенности - сдержанна в выражениях. Эта поэзия по-восточному...

(окончание на след. странице)

   У микрофона 'Кругозора' Эдвард Мирзоян продолжает свой рассказ, в который включены архивные записи голоса Комитаса, 'Вальс' Хачатуряна из 'Маскарада' и другие музыкальные фрагменты.

Фото С.Ветрова

 

Звуковая страница 4 - Панорама армянской музыки. Фрагменты произведений выдающихся мастеров Армении: Рассказывает Эдвард Мирзоян, записи голоса Комитаса, "Вальс" Хачатуряна из "Маскарада".

На главную страницу