Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

Из послания ? 23 от 17 июня 1942 года.

Ф.Рузвельт - И.В.Сталину:

'Посол Литвинов информировал меня, что Вы одобрили переброску американских самолётов через Аляску и Северную Сибирь на Западный фронт, и я был рад узнать об этом'.

Из посланий ? 25 от 1 июля 1942 года.

И.В.Сталин - Ф.Рузвельту:

'В связи с Вашими последними посланиями я считаю необходимым сообщить, что полностью разделяю Ваше мнение о целесообразности маршрута для переброски самолётов из США через Аляску и Сибирь на Западный фронт.

Учитывая это, Советское правительство уже дало необходимые указания об окончании в кратчайший срок проводившихся в Сибири работ по подготовке к приёму самолётов, то есть работ по приспособлению имеющихся аэродромов и соответствующего дооборудования их.

Что касается того,  силами чьих лётчиков доставлять самолёты из Аляски, то мне кажется, что это дело можно будет поручить... советским лётчикам, которые прибудут в Ном... к установленному времени'.

 

На фото: вверху - М.Г.Мачин (слева) с подполковником Литлом и старшим лейтенантом ВВС США, награждённым орденом Красной Звезды и центре - М.Г.Мачин (справа) с полковником Котиковым и американским инструктором капитаном де Толли (слева).

  

В те дни в Москве миссия ВВС США во главе с генералом Брэдли вела переговоры о доставке американских истребителей и бомбардировщиков по ленд-лизу. Общие поставки союзников не превысили 4 процентов от нашего промышленного производства военного времени. Но и эта помощь была кстати.

3 сентября 1942 года на четырёх транспортных самолётах мы прибыли в Ном - небольшой городок на побережье Аляски, Американцы встретили нас тепло. Их любопытство вызывали наше новенькое, с иголочки, обмундирование, пуговицы и звёздочки, которые они старались заполучить в качестве сувениров, заплаты на пробитом фашистскими пулями фюзеляже советского самолета' побывавшего не в одной передряге за пинией фронта.

Во время дружеского застолья, устроенного в честь нашего прилёта, начальник гарнизона Нома бригадный генерал Джонс сел за фортепьяно и сыграл для нас свои любимые пьесы Сергея Рахманинова. А на следующий день мы уже приступили к приёмке американских самолётов на аэродроме близ Фербенкса. где располагалась основная авиационная база США на Аляске.

Все подсобные и жилые помещения, столовая, клуб и даже огром-ный ангар-завод были разбросаны по кругу и соединялись между собой подземным отапливаемым зимой коридором. Даже в 40-градусный мороз под землёй работали в одних рубашках

Но Арктика всё же проявила свой норов. На аэродромах Чукотки и Якутии, где зимой было еще холоднее, стала густеть жидкость в гидросистемах американских самолётов - она превращалась в нечто похожее на студень... Жидкость не проходила через помпу, подающую её к механизмам, которые обеспечивали работу шасси, посадочных и тормозных щитков. На  воздушной трассе скопились десятки скованных морозом боевых машин.

Пришлось обращаться за помощью к начальнику авиабазы в Фербенксе бригадному генералу Гафни. Он познакомил меня с профессорами Аляскинского университета, которые нашли замену одному из компонентов, и жидкость стала более устойчивой к низким температурам. Несколько бочек её было тут же переправлено в Советский Союз, Ожившие 'Аэрокобры' и 'Бостоны' смогли продолжать перелёты на фронт.

У меня сложились добрые отношения со многими представителями военно-воздушных сил США на Аляске, но с особой благодарностью вспоминаю генерала Гафни. Это был широкого кругозора человек, честно выполнявший союзнический долг в нашей совместной борьбе против гитлеровской Германии.Он старался облегчить работу советских людей на трассе перегона и делал даже то, что выходило за рамки ленд-лиза. С его разрешение я переправил на Чукотку пять сборных щитовых домиков для личного состава, десятки металлических печей для подогрева моторов, роторную машину, способную быстро расчищать полосу от снега. Однажды на аэродроме в Фербенксе я увидел необычное устройство - комбайн в виде мощного самоходного трактора. На нём было удачно смонтировано всё, что требовалось для обслуживания самолёта: заправка сжатым воздухом, кислородом, маслом, зарядка аккумуляторов, подкачка гидросистемы, электросварка. Кроме того, этот трактор-комбайн, как тягач, буксировал самолёты. Я обратился к генералу Гафни с просьбой одолжить нам один такой трактор-комбайн.

'Это будет ещё один наш вклад в общую победу, - пошутил он. - Только как вы его перебросите? Ведь эта махина весит почти пять тонн!'

Ни один наш транспортный самолёт не мог принять на борт такой груз. Американские и наши инженеры нашли выход. Трактор-комбайн разобрали и по частям перебросили по воздуху. Затем машину собрали заново, и она надёжно несла свою службу на Красноярской воздушной трассе.

Среди американских инструкторов в Фербенксе, помогавших советским лётчикам осваивать новую боевую технику, особенно запомнился нам капитан де Толли - праправнук русского полководца, воевавшего вместе с Кутузовым против Наполеона. Мать де Толли увезла его еще ребёнком в США. Он стал первоклассным лётчиком - не было такого типа американского самолёта, на котором ему не довелось бы летать.

Потомок Барклая де Толли прекрасно говорил по-русски. Он охотно делился с нами своим богатым авиационным опытом. Однажды услышанный от него совет помог спасти и бомбардировщик, и жизнь нашему экипажу. За год до этого в Калифорнии у капитана де Толли после взлёта сломалась стойка переднего колеса. Но он сумел посадить самолёт. И вот теперь точно о таком же, казалось бы, безвыходном положении оказался капитан Петр Гамов. Не растерявшись, он, как когда-то де Толли, вызвал по радио на посадочную полосу два "джипа", и когда приземлившийся бомбардировщик мчался между ними, на оба его киля была наброшена сеть из канатов. С её помощью затормозили бег самолёта в самом конце аэродрома, в нескольких десятках метров от крутого обрыва над рекой. Многие американцы, восхищённые мастерством и выдержкой Петра Гамова, бросились его качать, да с таким азартом, что он не на шутку перепугался, что вот теперь-то ему пришел конец.

В те годы русских и американцев на Аляске сближали не только общая борьба с фашизмом, но и глубокие, общечеловеческие взаимоотношения.

Публикацию подготовил Олег Чечин.

 На четвёртой звуковой странице генерал-лейтенант авиации М.Г.Мачин рассказывает о необычайном происшествии, случившемся с советским штурманом старшим лейтенантом И.П.Демьяненко.

Около месяца он провёл в тайге на Аляске, в совершенно безлюдном районе, куда не могли добраться даже отважные герои Джека Лондона.

 

Звуковая страница 4 - Это было совершенно секретно.

На главную страницу