Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

(начало на пред. странице)

:Л.Хачатуровым. Хором и оркестром радио дирижировал Дм.Покрасс.

Песня, посвящённая боевому пути и победам воинов-первоконников, звучала во время гражданской войны в Испании в окопах республиканских бойцов. Она была включена в сборник 'Песни интернациональных бригад', составленный и подготовленный, к печати певцом-антифашистом знаменитым Эрнстом Бушем. Известны многочисленные варианты 'Конармейской', звучавшие в годы Великой Отечественной войны. Закончить рассказ об этой нестареющей песне хотелось бы словами поэта:

'Слышал я однажды, как на Тверском бульваре дошкольники из детского сада совершенно всерьёз 'вспоминали': 'Среди зноя и пыли мы с Будённым ходили на рысях на большие дела...'. Было это и смешно, и трогательно'.

'АРМИЯ МОЯ'

Среди песен о современной армии заслуженной популярностью пользуются произве-дения композитора Александра Абрамова.

Давно и внимательно слежу за его творчеством, не однажды бывал на встречах композитора с теми, для кого создаёт он свои произведения, и видел, с какой теплотой принимают их воины. Смотришь, и зазвучала какая-либо из них в солдатском строю или на армейской сцене. Так было и с песней 'Армия моя', которая уже несколько лет неизменно входит в репертуар многих армейских коллективов.

Родилась она и впервые прозвучала в дни, когда Советские Вооружённые Силы отмечали своё 60-летие. Исполнил её народный артист СССР Юрий Богатиков.

'Его исполнение запомнилось и глубоко взволновало меня, - вспоминает автор слов поэт Р.Плаксин. - А однажды вечером я услыхал, как поют 'Армию мою' солдаты из стройбата на вечерней прогулке. Пели они дружно и, я бы отметил, с удовольствием. Последнее более всего порадовало меня'. Хорошо 'вписалась' эта песня и в телевизионный многосерийный фильм 'Алые погоны', рассказывающий о судьбах суворовцев.

Торжественным гимном в честь нашей доблестной армии, стоящей на страже мирного и созидательного труда советского народа, звучит эта песня на Красной площади во время военных парадов и праздничных демонстраций.

Ю.БИРЮКОВ

  На седьмой звуковой странице - песни 'Конармейская' (Дм. и Д.Покрасс, А.Сур-ков) и 'Армия моя' (А.Абрамов, Р.Плаксин) в исполнении дважды Краснознаменного имени А.В.Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии.

===========================================================================

Встречи по вашей просьбе

 ДАНИИЛ ГРАНИН: КОМУ БЫЛ СТРАШЕН ЗУБР?

'С огромным интересом прочла повесть Даниила Гранина 'Зубр'. В ней автор упоминает о записанных на плёнку рассказах главного героя - известного ученого-генетика Н.Тимофеева-Ресовского. Очень хотелось бы услышать голос этого замечательного человека'.

Л.Анищенко, г. Харьков

 

Нам повезло. Удалось разыскать сохранившуюся в фондах МГУ запись воспоминаний Н.Тимофеева-Ресовского о самой счастливой поре его жизни, когда он начал заниматься экспериментальной биологией. Это были 20-е годы, когда генетика в нашей стране в школах Н.Вавилова и Н.Кольцова обрела мировую славу. Автор повести Даниил ГРАНИН в беседе с корреспондентом журнала Т.Померанцевой размышляет о тех нравственных проблемах, которые он стремился постичь на судьбе главного героя книги.

- Даниил Александрович, судьба Зубра поражает многих тем, что часто победы приводили его к испытаниям, а испытания - к победам.

Д.Гранин. Да, так случилось, что в 1925 году директор Берлинского института мозга профессор Оскар Фогт попросил у наркома здравоохранения Н.А.Семашко порекомендовать ему молодого генетика. Семашко посоветовался с Н.К.Кольцовым, и тот предложил кандидатуру лучшего своего ученика Николая Тимофеева-Ресовского. Это были высокая оценка молодого учёного и признание его вклада в мировую науку. Но они обернулись потом для него цепью суровых испытаний. Война, заставшая Зубра в Германии, лишила его Родины, сына, потом свободы. Любое из этих лишений было убийственным. Но самым страшным стало испытание, когда его хотели лишить честного имени.

- За верность Зубра истине в биологии, за его открытое выступление против 'лысенковщины', разгромившей генетику в нашей стране. Последствия её сказываются и сегодня: отечественная генетика отстаёт от мирового уровня. В немалой степени 'лысенковщине' надо поставить в вину и наши продовольственные трудности. Какую же борьбу пришлось вынести тогда Зубру, поставив на карту собственную судьбу!

Д.Гранин. В учёном Н.Тимофееве-Ресовском приспешники Т.Лысенко учуяли противника опасного, авторитетного в мире. Пустили слух, что в Германии он работал на гитлеровцев. Пошли анонимные письма в ЦК, в Академию наук. Фактов не приводили, клевета не нуждается в доказательствах. В измышлениях не стеснялись. А человек, который жил и работал в Германии во время войны, уже за одно это принимался неприязненно. Так что расправляться с ним было безопасно. Заплечных дел мастеров за руку не хватали, и они громоздили ложь на ложь. Но Зубр отмалчивался. Ему ничего не стоило собрать свидетельства военнопленных, которых он спасал в Германии, прятал у себя, собрать письма, справки, фотографии. И он предстал бы перед людьми как один из героев антифашистского Сопротивления, советский учёный, который, отвергнув свою безопасность, включился в борьбу с фашизмом в центре Германии. И даже когда потерял сына, всё равно не отступил.

- В своей повести вы пишете, что пытались постичь вопрос вопросов: что же это за сила удерживает человека, не позволяет сдаться перед злом, запрещает пресмыкаться, подличать? Постигли ли вы это? На чем зиждется нравственность человека?

Д.Гранин. По мере того как я углублялся в эту действительно довольно сложную нравственную проблему, я понимал, что независимость Тимофеева-Ресовского, его ощущение свободы и ответственности перед Родиной, перед историей должны на чём-то основываться. Должна быть какая-то внутренняя подпорка для души, источник силы. Почему один человек может противостоять злу, несправедливости, мерзостям разным, а другой ломается, сгибается, идет на компромиссы, на сделки и т.д.

До чего я тут докопался? Докопался я до его жизненной философии, жизненного кредо, его нравственного фундамента. Этот фундамент состоял в том, что он считал добро абсолютным, а зло относительным. В основе всего существования мира, природы и человека лежит добро. Без этого мир существовать не может. А зло появляется и исчезает... И вот эта вера в то, что добро является основой всей жизни, помогала ему. Ещё была вторая вещь - не менее важная для него.

В нём жило чувство ответственности перед предками. Я страшно обрадовался, когда нашел у Пушкина, в чём секрет 'самостоянья' человека: 'Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам'. На судьбе Тимофеева-Ресовского, на его истории жизненной я увидел возможность противостояния, или 'самостоянья', как называет Пушкин. Тимофеев-Ресовский знал своих предков. Вот мы не знаем, а он знал. Знал бабушек, прабабушек, дедов, прадедов, прапрадедов. Огромное генеалогическое древо по линии отца и по линии матери. Он знал про них всё, и он являлся сам частью этого древа. И понимал, что и дальше будут люди, которые будут носить его фамилию, знать о нём, сопоставлять.

Вот это ощущение чести своего рода, которую он не имел права уронить, запятнать, конечно, помогало ему держаться. В нём было такое чувство достоинства, которого было вполне достаточно, чтобы ощущать свою правоту и превосходство над:

(окончание на след. странице)

 

Звуковая страница 2 - Встреча с героем повести 'Зубр'.

На главную страницу