Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО САМБА

(окончание, начало на стр.14)

:что она первая, она звучала на всех без исключения карнавалах за все эти семь десятилетий.

Сложил её самодеятельный композитор Донга, симпатичный мулат, живший в одном из рабочих пригородов Рио. Ему удалось угадать настроения тех, кто постепенно выходил на карнавальные шествия на смену барышням и гимназистам, - негров и мулатов фавел. Его самба 'По телефону' высмеивала незадачливого шефа городской полиции, попытавшегося превратить весёлый народный карнавал в чинный добропорядочный обряд. Все последующие годы, когда случалось, что строгая цензура запрещала создавать самбы, высмеивающие власть имущих, старенькая песенка Донги работала безотказно.

Слушая те первые самбы с их вскрикивающими саксофонами, с переливами флейт и томными переборами банджо, старики, возможно, вспомнят давно ушедшие годы: фильмы неотразимой Мэри Пикфорд и вечно грустного Бестера Китона, кожаные куртки, 'живые газеты', призывавшие к мировой революции, красные косынки и стихи В.Маяковского. Цепь ассоциаций весьма сложна, но всё же упомянутые выше ее 'звенья' исторически соседствуют друг с другом...

А потом самба стала совсем иной. Куда более яростной, страстной, необузданной. На смену флейтам и банджо пришли большие барабаны. Вместо гармоник зазвучали куики, пандейро и тамбурины. И самые лучшие композиторы, музыканты и певцы Бразилии тоже стали служить самбе, королеве бразильского карнавала, подобно знаменитому Чико Буарке и Фрэнсису Хайму, которые сложили ставшую в последние годы одной из самых популярных самбу 'Всё пройдёт'.

Со страстью и яростью рассказывает она о карнавале сумасшествия и безумия, охватившем страну в шестидесятых - семидесятых годах, когда у власти в Бразилии находились генералы, когда лучшие сыны народа были изгнаны или находились в тюрьмах, а карнавальные площади были отданы 'убогим баронам' и 'фальшивым Наполеонам', недостойным считаться гражданами великой страны Бразилии. 'Но всё пройдет, - поётся в этой самбе. - Всё уже проходит, всё становится на свои места, и жизнь удивительно хороша!'   ■

===================================================================================

ДЕБЮТАНТЫ "КРУГОЗОРА"

ТРИ ВСТРЕЧИ С БУБЯЛИСОМ

Вначале наше знакомство было заочным. Руководитель эстрадного оркестра 'Октава' Миндаугас Тамошюнас, рассказывая о новшествах своего коллектива, отметил, что недавно к ним пришел совсем молодой солист Жильвинас Бубялис. 'Пожалуй, самый молодой в республике, ему всего лишь 19 лет,- объяснял Миндаугас, - но хорошо держится на сцене, нравится публике. И мне он пришелся по душе своей незави-симостью, трудолюбием, увлеченностью творчеством'.

Вскоре мне представилась возможность убедиться в правоте этих слов. Весной в Вильнюсе проходил традиционный конкурс молодых эстрадных певцов республики 'Башни Вильнюса'. Жильвинас Бубялис заметно выделялся среди конкурсантов. За кулисами он держался скромно, с достоинством. А на сцене, что называется, свой парень - весёлый, обаятельный, умеющий зажечь зал.

В нём чувствовался спортивный азарт. Жильвинас действительно занимался спортом и, судя по результатам, имел шансы прославиться в лёгкой атлетике. Но... выбрал музыку. На конкурсе в Вильнюсе он завоевал, пожалуй, самый почетный приз - 'Симпатии публики'. И сразу же после заключительного концерта лауреатов и дипломантов конкурса с оркестром 'Октава' уехал на гастроли в Африку. Уехал с тем, чтобы в середине лета, возвратившись домой, успеть на конкурс в Юрмалу.

И вот наша вторая встреча.

Жильвинасу уже 20 лет. Его узнали и полюбили зрители и у нас в стране, и за рубежом. В фонотеке радио появились его записи.

Перед открытием конкурса на вопрос журналистов: 'Что бы вы хотели себе пожелать?' - Жильвинас ответил: 'Не просто желаю, а мечтаю избавиться от простуды'. Умение владеть собой, быть предельно собранным - всё это помогло конкурсанту скрыть от зрителей и от жюри своё так некстати разыгравшееся недомогание. Жильвинас Бубялис не вошел в число лауреатов, а занял почётное место среди дипломантов конкурса. Но имя его запомнилось.

Третья встреча с Жильвинасом Бубялисом состоялась в Москве, в редакции радио. Он вспоминал напряжённые дни юрмальских соревнований, огорчение по поводу своих выступлений. А потом сказал: 'Конкурсы просто необходимы. Ведь фактически это единственная возможность увидеть всю музыкальную картину нашей страны и реально почувствовать свою музыкальную платформу. Я, например, ещё для себя не выбрал определённого стиля. Мне нравятся рок-н-ролл, буги-вуги, нравятся сложные песни-композиции, лирические баллады... Хочется пробовать, искать. Конкурс собирает вместе певцов примерно одного возраста, работающих в разных стилях. Слушая, на примере других многое для себя открываешь. Может быть, не сразу, но обязательно что-то новое войдёт потом в твою работу. Только мне кажется, что конкурсанты боятся рисковать. Стараются своё выступление приблизить к уже в какой-то степени привычным канонам. Появляется скованность, возникает похожесть. Пусть будет побольше неожиданностей'.

Людмила ДУБОВЦЕВА.

На десятой звуковой странице - песни Г.Абарюса и Г.Здебскиса 'Старые буги-вуги' (русский текст Д.Булыбенко) и 'Свидание'.

Фото Е.МАТВЕЕВА.

 

Звуковая страница 10 - Поёт Жильвинас Бубялис.

 

На главную страницу