Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

 ДАНИИЛ ГРАНИН: КОМУ БЫЛ СТРАШЕН ЗУБР?

(окончание)

:клеветниками и не опускаться до объяснений, оправданий.

Правда, клеветникам поверили многие честные, порядочные люди. Но те, которые близко с ним соприкасались, его ученики, его сотрудники никогда не верили клевете. И, более того, делали всё, чтобы её опровергнуть. Алексей Владимирович Яблоков, Николай Николаевич Воронцов, Лев Александрович Блюменфельд, Иванов Владимир, Иванов Валерий - они всё делали для того, чтобы доказать истину: собирали документы, посылали их в разные инстанции. Зубр уходил от всего, не желая принимать никакого участия в этом. Нам совершенно непонятно, как человек, имеющий столько заслуг в антифашистской борьбе, не стремился подтвердить это, а тем более, когда ему бросали в лицо страшные обвинения. Я с трудом вник в состояние его души. Но потом понял, что он был выше клеветы. Он-то знал, как было на самом деле, и этого было для него достаточно. Он был чист перед собственной совестью.

- В повести вы писали о том, что большую роль играли и его мысли о смертном часе: когда человек подводит итоги своей жизни, он должен чувствовать, что прожил достойно.

Д.Гранин. Да, он даже рассказывал о том, как надо умирать, о том, как надо жить, чтоб умереть с достоинством. Между прочим, я с этой проблемой сталкивался, когда мы с Алесем Адамовичем писали 'Блокадную книгу'. Было очень много смертей в блокадном Ленинграде. И вот проблема смерти - она вставала перед людьми. Как не 'расчеловечиться' в страшных условиях, где борьба за жизнь, борьба за кусок хлеба толкала к эгоизму, беспощадности, низменным поступкам? Большинство ленинградцев думали и заботились о том, чтобы остаться до последней минуты человеком, не позволить себе унизиться, пасть. Остаться человеком - это значит остаться самим собой, сохранить верность всему, что проповедовал, во что верил. Человек не имеет права на то, чтобы жить за счёт других, выживать за счёт других, не имеет права опуститься до животного эгоизма. Эти принципы сохраняли, не считаясь ни с голодом, ни с морозом, ни со страхом, ни с чем.

- Даниил Александрович, согласитесь, что есть люди, которые не всегда следуют этим принципам. В вашей повести на примере некоего Д. вы наметили важную тему - как 'изготавливаются' подлецы, как вырастает ненависть.

Д.Гранин.Этот Д. был человек, несомненно, способный, который имел все возмож-ности стать крупным учёным. Но так сложилась его судьба, что он столкнулся с моим героем, с Николаем Владимировичем Тимофеевым-Ресовским. И вот ощущение того, что рядом есть человек, который его превосходит, не давало ему покоя. Зависть (а зависть - страшная вещь!) деформировала его характер, исказила жизнь, довела его до подлости, доносительства, до того, что он стал, говоря откровенно, подлецом - человеком, который причинил много зла и несчастий. Это в какой-то мере Сальери. Пушкин, конечно, гениально раскрыл тему зависти - как она человека делает преступником, негодяем. Вот я и попытался проследить на судьбе Д., как это у него происходило. Но отличие его от Сальери состоит в том, что Сальери шёл сам к этому, его никто не толкал, а Д. подталкивали обстоятельства жизни, которые в те годы оправдывали доносительство, клевету, так называемой 'бдительностью' и прочими мотивами.

- Вы говорили, что мечтаете написать книгу о чести и бесчестии и собрать в ней поступки, известные по разным источникам, - примеры порядочности, добра и красоты души.

Д.Гранин. Я не буду приводить тех историй, которые я собираю, а ограничусь только одним примером из жизни Тимофеева-Ресовского, моего героя. Примером, который стал мне известен только сейчас, к сожалению, после публикации книги. Недавно один из его учеников приехал ко мне и рассказал, что незадолго до смерти Николай Владимирович встретился с одним из своих учеников и тот стал его пытать: 'Николай Владимирович, нас всех давно интересует одно основополагающее открытие, которое вы приписывали своему учителю Кольцову. Мы все, изучая ваши работы, считали, что сделали его вы'. И он вынужден был признаться, что это действительно его собственное открытие, которое он приписывал Кольцову, потому что у Кольцова было несколько намёков на эту идею. Впрочем, точно так же Н.К.Кольцов приписывал учёному А.А.Колли открытия в генетике, связанные с матрицами. Это удивительно - отказаться от авторства, но ему хотелось отдать должное своему учителю. Он был настолько душевно богат, богат идеями, что ему больше радости доставляло дарить, чем обладать.

Это был великий учёный. Но всё это стало выясняться только сейчас и ещё выясняется. Вот недавно, например, появилась в английском журнале 'Nature' статья лауреата Нобелевской премии Перуца, в которой показана значительность основополагающих работ Тимофеева-Ресовского для всей современной генетики. И выявление значимости для мировой биологии и генетики этого учёного продолжается и нарастает.

 

Воспоминания Н.В.Тимофеева-Ресовского записал на плёнку в 1975 г. старший научный сотрудник МГУ В.Д.Дувакин. Слушайте вторую звуковую страницу.

 

Н.И.Вавилов, Т.Г.Морган, Н.В.Тимофеев-Ресовский. 1932 год

 

Звуковая страница 2 - Встреча с героем повести 'Зубр'.

На главную страницу