Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

Великие музыканты XX века

СВЯЗАТЬ НИТИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ:

Когда Менухин, отыграв 'бисы', решал, что концерт окончен, он выходил на эстраду без скрипки. Инструмент на эту минуту отдавался Игорю Ойстраху. Провожаемый овациями. Менухин возвращался за кулисы, брал скрипку и шёл давать автографы. Подписывая, он всегда спрашивал: 'Для кого?' - и писал имя. Потом выводил свое по-русски: Иегуди Менухин'... Нашему журналу он написал: - 'Для читателей 'Кругозора'. Спасибо за приём, который вы мне оказываете'.

Приём ему был оказан действительно горячий. Дело не только в его масштабных программах (три концерта или три сонаты за вечер - не так уж редко это бывает), не только в его ностальгической встрече с Москвой, его открытых уроках в Ленинграде, не только в его жадном внимании к нашей действительности.

Дело в той необычайной серьёзности и высоте отношения Менухина к игре на скрипке, которую хочется назвать не выступлением, не концертом, а какой-то миссией музыкального свойства. Каждый исполненный им концерт - Бетховена, или Бартока, или тройной баховский, который он играл с Игорем и Валерием Ойстрахами и Геннадием Рождественским (на этот раз не только дирижёром, но и  клавесинистом) - был монологом, посланием, переданным от композитора публике посредника - исполнителя.

Вот это отношение, своё особое осознание музыкальных явлений (и не музыкальных тоже, конечно) типично для Менухина. Мне посчастливилось слушать его в первый приезд в СССР, в самом конце 1945 года, когда он впервые встретился и выступил с Давидом Ойстрахом. Тот приезд к нам был для него, как он сказал теперь, 'свиданием с Россией человека, который в глубине души всегда чувствовал себя связанным с нашей страной'. Связанным через отца, уроженца Гомеля, и мать, родившуюся в Крыму. 'Ведь недаром же мама одну из моих двух сестёр назвала Ялтой! - смеялся Менухин.- Но,- продолжал он,- в сорок пятом я открыл для себя то, что я называю драматическим началом в русском искусстве. Об этом я ничего не знал. Я не учился у петербуржца Ауэра, мои педагоги были румын Энеску, немец Буш, американец Персингер. А тут в Москве я столкнулся с иным, неизвестным мне доселе феноменом - драматическим 'диезом', который, как мне кажется, стоит перед всем здешним искусством - музыкой, живописью и театром тоже'.

Интересно, что именно тогда, в 45-м, Менухин, попав в Центральную музыкальную школу при консерватории в Москве, бросился организовывать такую же или нечто подобное в Англии. Он создал свою школу в Сток д' Аберноне. И чрезвычайно интересен его взгляд на обучение детей музыке. Он перечислил нам порядок ценностей' в этой школе. Первым по рангу идёт человеческая ценность ребёнка, лишь потом - музыкальная. И непременно - широта взгляда на музыку, на людей, на природу. Широта, которую демонстрирует и сам Менухин. 'Чтобы почувствовать природу, в неё надо погрузиться с головой - говорит он. - Знаете, иногда мне кажется, что я могу встать со скрипкой где-нибудь среди ульев и игрой управлять движением пчёл'.

Кстати, к пчёлам Менухин возвратился в разговоре ещё раз: 'Вы видели, как они собирают нектар? Кажется, что они тщательно исследуют сокровенные тайны цветка. Вот так же и исполнитель должен увидеть за нотами истинный смысл музыки, внутренний её мир:'

Потом он вдруг как бы остановил быстрое течение беседы. Две гигантские фигуры замедлили ход мыслей. Бетховен и Барток. Оба они - бунтари, музыканты-философы, протестующие против всего того, что плохо в мире, что несправедливо, что унизительно. Музыканты должны связывать нити, порванные людьми в войнах, в междоусобицах, в губительных для человека конфликтах.

И тут неожиданно Менухин снова заговорил о самом трепетном начале жизни. О детях, о том. как тонко и горячо чувствует ребёнок жизнь, как осаждают его мечты. как он любит, как ощущает музыку. И я вспомнил простую лермонтовскую строку: 'Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал:'.

Детская чистота восприятия, вихрь фантазии, сила и благородство мысли - всё это слышно в голосе скрипки Иегуди Менухина.

Артём ГАЛЬПЕРИН

 

На фото вверху: Иегуди Менухин. Игорь и Валерий Ойстрахи солируют в концерте Баха для трёх скрипок с оркестром.

Фото А.ЛИДОВА

 

На шестой звуковой странице - голоса И.Менухина, Г.Рождественского, Игоря Ойстраха, записи исполнения И.Менухина.

 

Звуковая страница 6 - Маэстро Иегуди Менухин в Москве.

 

На главную страницу