|
ЭТО БЫЛО СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО МОСТ БОЕВОЙ ДРУЖБЫ М.Г.МАЧИН, Герой Советского Союза В начале августа 1942 года мне позвонил командующий 2-й воздушной армией генерал С.А.Красовский. Я тогда возглавлял авиадивизию, которая базировалась вблизи переднего края Воронежского фронта. Шли тяжёлые бои с противником, прорвавшим линию нашей обороны и начавшим наступление на Сталинград. В разгар тяжёлых боёв генерал СА.Красовский сообщил, что меня вызывает в Москву главком ВВС П.Ф.Жигарев. - Степан Акимович, наверное, меня направляют под Сталинград? - попробовал я хоть что-нибудь выведать у Красовского. - Ничего не могу сказать! - отрезал командующий армией и повесил трубку. Нетрудно было предположить, что намечается что-то весьма серьёзное, важное и держится в строжайшем секрете. В Москву я вылетел один на истребителе. Обходя аэростаты заграждения, приземлился на Центральном аэродроме, недалеко от Ленинградского проспекта. Аэродром я хорошо знал: осенью 1941 года, когда фашисты ломились к Москве, совершил с него немало боевых вылетов. Меня встретил М.А.Маченков - мой старый знакомый по службе на Дальнем Востоке. Поздоровавшись, он без обиняков сказал: 'Тебя женили!' На нашем языке это означало, что я получил новое назначение без своего предварительного согласия. 'Я никуда не поеду!' - решительно ответил ему, Маченков улыбнулся: 'Вряд ли у тебя что выйдет. Есть решение' - и показал пальцем куда-то вверх. Главком Жигарев. которому я доложил о своем прибытии, ничего но объясняя, сказал: 'Вас сейчас повезут в Кремль'. Меня, конечно, разбирало любопытство, но спрашивать что-либо было бессмысленно. В Кремле нарком внешней торговли А.И.Микоян сообщил, что я назначен начальником военной миссии ВВС Красной Армии по приёмке американских самолетов на Аляске, что со мной полетит группа из пятидесяти авиационных специалистов. И добавил: 'Операция проводится в строжайшей тайне'. Американские самолёты доставлялись по ленд-лизу в нашу страну двумя путями. Один проходил через Тихий и Индийский океаны в порт Басра на берегу Персидского залива и далее - через Иран в Закавказье. Другой маршрут был короче, но опаснее: суда с самолётами шли через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск. Летом 1942 г. накануне Сталинградской битвы, доставка самолётов северным путём была прекращена. Поводом послужил разгром немцами крупнейшего в истории второй мировой войны конвоя союзников 'PQ-17'. По приказу начальника штаба английского ВМФ адмирала Б.Паунда он оказался без прикрытия у берегов Норвегии - самом опасном участке маршрута. Из 35 судов, гружённых самолётами, танками и другой боевой техникой. 23 были потоплены. После этой трагедии было решено в кратчайший срок начать перегонку в нашу страну американских истребителей и бомбардировщиков с Аляски. В своё время эта гигантская операция была глубоко засекречена, но сегодня пришло время о ней рассказать. Почётный адрес от американских друзей на Аляске и Почётная грамота от Президента США Ф.Рузвельта. |