|
мастера советского искусства ПАРТИЯ ОТЕЛЛО ПОРУЧЕНА ДИРЕКТОРУ Более 30 лет назад выпускник Вильнюсской консерватории Виргилиус Норейка связал свою судьбу с Литовским театром оперы и балета. Молодой певец быстро занял лидирующее место в труппе. Завоевал популярность и на концертной эстраде. Шли годы... Стажировка и дебют в Италии, в 'Ла Скала', победы на конкурсах, многочисленные зарубежные гастроли принесли артисту международное признание. Событиями становятся выступления певца на сценах театров Венгрии, Японии, Австралии, США и других стран, в спектаклях ГАБТа, главного театра нашей страны. 'Я очень высоко ценю творчество Виргилиуса Норейки. и более всего живость восприятия им оперного искусства, - отозвался тогда о сотрудничестве с Норейкой знаменитый мастер оперной режиссуры народный артист СССР Борис Покровский. - В его творчестве привлекательны человечность, энергия, улыбчивость. Подкупает рас-положение певца к публике, к произведению и образу'. В 1975 году Виргилиус Норейка становится директором и художественным руководителем родного театра. Как важно, чтобы творческим коллективом руководил человек, любящий и тонко чувствующий театр, профессионал. В Литовском театре оперы и балета результат, как говорится, налицо. Дело ведётся так, чтобы зрители приходили сюда, как на праздник, чтобы чувствовали: в театре все возвышенно, одухотворенно, красиво. И 'театр уж полон', как сказано у поэта. Однако как удаётся директору и певцу всё успевать? Народный артист СССР В.Л.НОРЕЙКА дал интервью нашему корреспонденту Е.Петровой. - Виргилиус Леонович, не мешает ли ваша административная должность творчеству? - Если бы у меня не было хороших заместителей - друзей-единомышленников, для которых театр тоже главное в жизни, конечно, не успевал бы. Что такое директор? Двумя словами не ответишь. Это, знаете, такой угол театра, в который можно бросать все камни. А собирать их директору. Если в театре что-то плохо - виноват директор. Но я не обижаюсь. Мой принцип - помогать людям, создавать атмосферу, в которой раскрывалось бы всё лучшее в людях. Мне иногда говорят: 'Норейка, ты, наверное, появляешься в театре, походишь, посмотришь, как идут дела, и спокойный уходишь'. Ничего подобного. Как видите, я на посту и в субботу, и в воскресенье, и в понедельник, когда в театре выходной. Другое меня занимает. Пою я уже давно, а голос, как известно, не вечен. Работа директора связана с бесконечными разговорами. Голосовые связки устают. У нас, вокалистов, профессиональная привычка: если мы чувствуем, что голос на пределе, нам не хочется ни разговаривать, ни тем более петь. - Обычно вокалисты говорят, что начали петь с детства. А вы, насколько известно, учились играть на трубе, занимались на дирижёрско-хоровом факультете. - Всё это было. Но пел я действительно с детства. Даже по радио выступал с детскими песенками. Пока учился в школе, занимался трубой, так как по-настоящему петь было рано. В девятом классе руководил школьным духовым оркестром, делал аранжировки. На дирижёрско-хоровое отделение училища поступил потому, что там обязательным предметом было пение. В семнадцать меня приняли на вокальный факультет консерватории. Это был редчайший случай. Пение давалось поначалу трудно, и только когда удалось перейти в класс великолепного певца, профессора Кипраса Петраускаса, дело пошло на лад. - Повлиял ли кто-нибудь в семье на выбор вашего пути? - Пела мама. Очень хорошо пела. Ей сейчас 82 года. У нее тонкий музыкальный слух, прекрасная музыкальная память, она до сих пор помнит бесчисленное множество песен. Голос у неё поставлен от природы. Лёгкое сопрано. Так что я считаю, что голос у меня от матери, а желание заниматься музыкой, пением - от отца. Он не был так одарён, но всегда ходил на концерты, приучал детей - и своих, и приёмных - к музыке. - В одном из своих выступлений вы назвали пение 'искусством всех искусств'. - Это не категорическое утверждение, а пристрастие к своей профессии. Человеческий голос во все времена остаётся самым драгоценным и выразительным инструментом по красоте, по звучанию, теплоте, по тому, что он несёт слово. Какой ещё инструмент на это способен? Петь человек будет всегда, и никакая техника, никакая электроника живого голоса не заменит. - В последнее время кое-кто утверждает, что оперное искусство приходит в упадок. - Так же я могу сказать, что гибнет скрипичное искусство, гибнет пианизм, но какой пианизм гибнет? Плохой пианизм, который никому не нужен, когда плохие музыканты играют на плохих инструментах, в плохом зале, с плохой акустикой. Это не искусство. Вот и оперное искусство гибнет только плохое. Настоящее искусство никогда не погибнет. Публика может прийти в театр в любом настроении, иной вначале может даже зевать, но к концу спектакля он должен решить, что надо ещё прийти в этот театр. К нам публика едет на спектакли за 200-300 километров автобусами. Есть у нас еще и традиции: например, 1 сентября весь зал закупают студенты-первокурсники педагогического института. Если хотя бы десяти из них наш спектакль понравится, через пять лет они приведут к нам в театр десять школ - это отлично! |
Звуковая страница 5 - Певец Виргилиус Норейка.