|
Это время с правдой вдвоём ВОСПИТАНИЕ ДОВЕРИЕМ Тираж произведений Витаутаса Петкявичюса перевалил за три миллиона экземпляров. Многие книги писателя переведены на иностранные языки. В комсомол он вступил в подполье, участвовал в ликвидации антисоветских банд, лично брал главаря 'зелёных'. Жизнь у него сложная, а, впрочем, бывают ли простые жизни? Наш первый вопрос Витаутасу ПЕТКЯВИЧЮСУ: - Как вы оцениваете день сегодняшний? В.Петкявичюс: В нашей жизни были дни разные: суровые и холодные, мрачные и дождливые, а сегодня пришел ясный день. Он помог чётко увидеть всё, что было в нашем прошлом, да и дорога в будущее ясна. И, главное, определить свою позицию, свое место в той работе, которую ведёт партия. Есть сегодня и большие проблемы. Откровенно говоря, экономика у нас в республике не блещет, не блещет и наука. Едва ли не каждый день узнаёшь, сколько человеческих мыслей осело в чиновничьих папках. Почему так получилось? Учёный изобрёл, а кто-то не дал изобретению ход, потому что не увидел перспективы нового или за свой решающий голос хотел стать соавтором, а его отвергли. Вот и застряло изобретение, и государству нанесён ущерб, заторможено развитие науки, производство лишено экономического эффекта. Спрашивается: кто он, этот злой гений? Вы ответите: бюрократ. Нет, хуже. Он преступник. И перестройка, правда, не везде быстро, как хотелось бы, сметает эти преграды с нашего пути. - Вам всегда были близки проблемы молодёжи. Ваши романы "Рябиновый дождь', 'Шестнадцатилетние' - это произведения, герои которых говорят с сегодняшней молодёжью на равных. И всё-таки почему, когда мы беремся за воспитание наших детей, мы подчас встречаем их негативную реакцию? В.Петкявичюс: Неудивительно! Смотрите, как мы воспитываем молодёжь. Юридическое воспитание - пожалуйста, экономическое - тоже, трудовым занимаемся. Но мы абсолютно не говорим о человеке как о цельной личности. Помню один случай. Время было позднее. Я вышел на притихшие вильнюсские улицы. На столе осталась недописанная, полная сомнений и полемического запала статья о проблемах воспитания молодёжи. На улице ко мне подбежала группа подростков. 'Дяденька, снимайте берет, - кричали они, - 'Жальгирис' - чемпион!' Мне показалось, что, воодушевлённые этой новостью, ребята готовы были на всё - прыгнуть в огонь, переплыть бурную реку. 'Что же будем делать дальше?' - обсуждали между собой ребята. Я предложил трижды крикнуть 'ура!' в честь баскетболистов и разойтись по домам. Но разве молодые парни умеют тихо радоваться? Разве умели тихо переживать подъём духа в молодые годы мы с вами? Им хотелось действовать. Им надо было как-нибудь выплеснуть скопившуюся в груди радость, поделиться ею. Они вышли на мостовую и затянули народную песню, после каждого куплета скандируя: 'Жаль-ги-рис!', 'Лит-ва!'. Я шагал вместе с ними. Однако не всем понравилась эта рвущаяся из-под скромных курточек радость. Перед нами завизжал тормозами остановившийся патрульный автомобиль. Милиционеры стали грубо толкать болельщиков, разгоняя их. Потом прибыло ещё несколько милицейских машин. Молодёжь разогнали. Случай приобрел гласность, его широко обсуждали в прессе. Милицейские руководители получили взыскания. Однако недоброе дело уже было сделано. Моя статья, посвящённая воспитанию молодого поколения, присохла к письменному столу, а я перебираю в уме, сколько всего за мой не такой уж короткий век мы запрещали молодёжи... И что, дало это добрые плоды? - Есть такой метод: воспитание доверием. Не слишком ли часто мы забываем о нём?.. В.Петкявичюс: Подменяем его порой одним лишь 'методом запретов'. Вот и сейчас у нас в республике дети до шестнадцати лет не допускаются на стадионы без родителей. До восемнадцати лет они практически не могут работать по найму, водить автомобиль, нести материальную ответственность. Не так давно мы запрещали молодёжи носить узкие брюки, потом джинсы, не разрешали танцевать ритмические танцы и чуть ли не насильно обучали их бальным. Запрещали дискотеки. Заставляли стричь длинные волосы, а теперь наказываем за то, что они наголо бреют голову... Запрещали и запрещаем, хотя часто повторяем слова Ленина о том, что запрет - признак слабости. Но только ли слабости? Это и признак косности, отсталости, нежелания или неспособности понять других, особенно молодых. Поймите правильно, я не за вседозволенность, не за распущенность, я за объективный, человеческий подход к жизни, за разговор с молодёжью на равных - это ведь и есть перестройка. Фото А.ЖИЖЮНАСА На третьей звуковой странице - продолжение беседы корреспондента 'Кругозора' Ю.Короткова с писателем Витаутасом Петкявичюсом. |
Звуковая страница 3 - Писатель Витаутас Петкявичюс: кто прав?