|
КЛАД ПИШУЩЕГО АМУРА Этот ящик был сделан мастером. Сосновые доски до сих пор не рассохлись. Крышки на бронзовых петлях. По бокам - литые чугунные ручки. Я с трудом поднял двухпудовый ящик на стол, открыл крышку. В сосновом ящике хранилась звучащая летопись русской и мировой музыкальной культуры. Даже бумага, которой был прикрыт клад, и та отдавала стариной - хрустящий кремовый лист с водяными знаками и каллиграфической надписью: 'Лучшие в мире граммофоны только с маркой 'Пишущий Амур'. А под бумагой множество плотных конвертов с синим тиснением: 'Граммофон', Москва, Тверская, 24, дом Саввинского подворья', 'Американская компания граммофонов', Москва, дом Немчинова (против дома генерал-губернатора)' и т.д. И в каждом конверте - тяжёлая пластинка с записью на одной стороне. Много лет собирала пластинки Анна Гавриловна Смирнова. Первую принёс в дом её старший брат, учитель земской школы. Это была запись голоса 'короля русских баритонов' Иоакима Викторовича Тартакова, сделанная в 1897 году в Ганновере, - первая запись русского артиста. Слушать пластинку ходили в купеческий дом, где был единственный на всю Мологу граммофон. В то время 'говорящая машина' стоила баснословные деньги - 80 рублей, а с концертной мембраной и большим рупором - 100. И, наконец, 'несравненный шедевр' - 'Монарх-Гранд' с рупором из чистого серебра 84-й пробы' - 600 рублей. И пластинки стоили недёшево. С годами собралась целая коллекция, заказан был мастеру ящик, чтобы можно было возить пластинки с собой. Но служба у Анны Гавриловны, агронома-селекционера по элитным льнам, оказалась хлопотной: Наркозём посылал её то в одну область, то в другую, а пластинкам суждено было оставаться дома, в Тутаеве. Вот поэтому они сохранились почти неигранными. Больше сотни пластинок. Выдающиеся имена: Н.Н.Фигнер, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, В.Н.Петрова-Званцева, В.И.Касторский, А.М.Давыдов, Ян Кубелик, симфонический оркестр в Лондоне: На звуковой странице прозвучат 'несравненные голоса' кумиров русской оперы, которые донёс до нас 'Пишущий Амур'. В.ИОНОВ, корреспондент Ярославского радио Звуковая страница 11 - Бабушкин граммофон. Кумиры русской оперы - А.Давыдов, В.Петрова-Званцева, В.Касторский. ========================================================================================================== ПЕТРУШКИНЫ ПОПЕВКИ В Заонежье белой ночью я брёл лютиковыми лугами, и стадо стояло в них, как ленивое облако. Пастух сидел посреди коров и, невидимый, пел. Он пел частушки, и их мотив был прост и печален, а слова веселы и глумливы. Русский фольклор богат сарказмом и юмором. Шуточки-песни, от которых девицы губы платком закрывают. Острые, не в бровь, а в глаз карикатуры. Исполненные нежной, мягкой насмешки куплеты, от которых не обидно, а весело. Их распевали на улицах, свадьбах, в ярмарочных балаганах. А ещё раньше - на скоморошьих сутолоках. Скоморохи, люди вежливы, Люди вежливы, очесливы. Они глянутся - улыбнутся, А отвернутся - усмехнутся. Сегодняшние музыканты, увлечённые народным искусством, ищут для него пути в современность. Поиски различны. Важно, что они ведутся, что они искренни и уже есть находки. Одной из них, несомненно, является исполнение русских шуточных песен ленинградским ансамблем 'Петрушка'. В Ленинград этот вокальный квартет перекочевал из Харькова. Там года три назад на любительских концертах встретились студентки радиотехники Татьяна Волынцева и Алла Кожевникова, филолог Лариса Крячко и музыкант Марк Леонтович. Метко схваченная интонация народных песен, записанных, что называется, с голоса, у знатоков, взятых из старинных сборников и свежо интерпретированных, - в этом и был смысл маленького певческого объединения. И вот уж стал ансамбль привлекательным эпизодом в программе ленинградского мюзик-холла. Название придумали квартету московские телевизионщики. Так с новым именем отправился 'Петрушка' в Москву, Париж, Берлин, Варшаву дарить согретые народным дыханием слово-золото, мелодию-сердце. Александр ПРОХАНОВ Десятая звуковая страница. |
Звуковая станица 10 - 'Петрушкины песни'. М.Леонтович, В.Голяков. 'Петрушечка', 'За воротами' (обработка А.Оленичевой), 'Как у ентого столба'.