|
|
ДЕБЮТ В 'КРУГОЗОРЕ'В ЕЁ ИГРЕ ЗВУЧИТ ОРКЕСТР:Композиция, фортепиано, орган, импровизация - казалось, все грани таланта Татьяны Сергеевой хоть и мельком, но удалось показать на пластинке. Но нет - за звуковым кадром осталась её игра в камерном ансамбле, остался клавесин, остался... юмор. Юмором пронизаны и её стихотворные послания в духе поэзии XVIII века (ещё одно занятие), и вот автошарж в этих иронических строчках: 'Прежде суетные планы, мелки радости тщеславны пробуждали интерес, блески алчные очёс. Нынче - нет. Иль май холодный меланхолию принёс или возраст переходный, или авитаминоз...' Из разговора с мамой - Евгенией Анатольевной: Таня родилась в Калинине, а росла в Москве, там, где мы и живём сейчас - на Песчаных. Шести лет узнала ноты и в это же время стала сочинять. Названия были такие: 'Море', 'Мамин вальс', 'Вопрос и ответ', 'Тревога'. Когда ей приходила на ум музыка, она страшно боялась забыть и хватала карандаш. Однажды, ей было лет семь, 'открытие' произошло в ванной - я мыла её, - и она с криком: 'Я сочинила, я сочинила!' - едва не выскочила оттуда, как Архимед... Откуда, кстати, у Тани Сергеевой классическая, древнегреческая 'линия' и русский восемнадцатый век в жизни, музыке и... в живописи - она ещё, оказывается, и художник, правда, любитель. Вот она показывает мне свою живопись: 'Муза Евтерпа и Пегас', 'Даная и граммофон', 'Аполлон и Дафна'... Но у неё есть и трио 'Дафна' для саксофона, виолончели и органа, есть цикл песен 'Афродита', есть соната для тромбона и фортепиано, импульсом для которой послужили строки Ломоносова и Лоренцо Медичи. Так откуда же 'историзм'? Может быть, от старых книг прадедушки Петра Аполлоновича Сидорова - учителя классической филологии одной из петербургских гимназий? Тут, к счастью, связь времён не распалась, и просвещение дало плоды. Из разговора с Татьяной Сергеевой: - У кого вы учились в консерватории? - Композиции - у А.Николаева, органу - у Н.Гуреевой, по фортепиано я занималась в ЦМШ - у Э.Б.Мусаэлян, а в консерватории - у Л.В.Рощиной - ученицы С.Е.Фейнберга. - Что вас привлекло в методе Фейнберга и Рощиной? - Уважение к ученической трактовке, может быть, незрелой, но своей. Ясность взгляда на сочинение и пианизм высокого класса. Рощина рассказывала, что Фейнберг обладал фантастической виртуозностью. На уроке он мог сказать ученику: 'Ты играешь безобразно быстро'. Потом он садился за рояль и играл ещё быстрее. Но при этом каждая нота, видимо, контролировалась так, что создавалось впечатление спокойного темпа. Казалось, он не спешил... Спешить в несколько ином смысле приходилось студентке Тане Сергеевой. Спешить участвовать в конкурсах. Она понимала, что без звания лауреата исполнительская карьера у нас немыслима. Шесть раз она - блистательная пианистка огромного масштаба - играла на отборочных прослушиваниях перед международными состязаниями. Шесть раз кандидатура Сергеевой 'заворачивалась'. Когда её провалили перед конкурсом Бузони, Л.Рощина посоветовала своей ученице перейти к педагогу, чьи 'конкурсные акции' стояли бы выше... 'Конечно, я отказалась, - сказала Сергеева, - но для моих сольных концертов двери консерваторских залов так и не открылись...'. Знакомая картина!.. Чудом, можно сказать, после несправедливых ударов 'выжила' и получила известность Татьяна Сергеева. Но что было бы, если бы её исполнительский спектр оказался чуть уже? Или если бы её композиторский талант оказался чуть меньшим? Переиграв массу сочинений советских композиторов в гастрольных поездках по стране и за рубежом, она доказала, что имеет право на многое. Однако прав не прибавилось. Продолжая сочинять (уже готова I симфония), Сергеева вынуждена свёртывать своё исполнительство, лишённое выхода к большой концертной аудитории, и пока что она - член Союза композиторов СССР - 'служит' концертмейстером в Московской консерватории. Концертмейстер... Кто не слышал этого слова? Из разговора с концертмейстером Московской консерватории Юлией Ильиничной Коган: Мы познакомились с Таней Сергеевой 12-13 лет назад и вместе с ней работаем со студентами-дирижёрами. Могу сказать, что ощущение ею инструментального звучания уникально - в её игре слышен оркестр. Технические возможности её беспредельны. Она читает с листа практически всё. Конечно, мышление композитора помогает ей. Но позволю себе чуть-чуть коснуться 'прозы'. Заработок концертмейстера в консерватории меньше, чем в школе. Официально, на служебном языке, мы зовёмся 'лаборантами' и в отличие от преподавателей нашего же вуза не имеем права на полный учебный отпуск. Не странно ли всё это, особенно в применении к таким замечательным музыкантам, как Сергеева? Да, Татьяна Сергеева - замечательный музыкант. Сейчас судьба её (подержимся за дерево!) начинает складываться удачно. Её сочинения исполняются выдающимися инструменталистами и дирижёрами, ищущими новые пути в музыке. Во втором концерте для фортепиано, оркестра и солирующей трубы она, может быть, уловив самую суть музыки XX века, водрузила причудливую ритмическую пирамиду, наклеив на неё звучащие блёстки тарантеллы, танго, древнего марша. В её сонате для виолончели и фортепиано словно слышен человеческий голос, пробивающийся сквозь равнодушную дробь телетайпа. Впрочем, 'рассказывать' музыку - дело сложное. Сергеева сама не любит этим заниматься. 'Музыка - куда ж от неё денешься...' - говорит она, уходя от объяснений. Это вообще её любимое речение: 'Куда ж денешься?' Куда ж ей было деться от музыки, если, по её словам, однажды ребёнком, подойдя к роялю, она как-то нечаянно взяла - до, ре, фа-диез - неполный секунд-аккордик, который, как звуковая стрелочка вошёл в сердце: 'Я была ранена на всю жизнь, куда ж денешься...'. Артём ГАЛЬПЕРИН Фото Ю.ДУБРАВИНА На шестой звуковой странице - музыка Татьяны Сергеевой, разговор с ней и её импровизация на тему читательницы 'Кругозора' В.О.Бевзенко из посёлка Баштанка Николаевской области (УССР). |