Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

  Во влиянии музыки на слушателей есть действительно нечто неразгаданное. Об этом свидетельствует и цитата из К.Э.Циолковского, приведённая в статье, об этом же напряжённо размышлял Л.Н.Толстой. В его 'Крейцеровой сонате' есть, к примеру, такое рассуждение: 'И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю... И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, - вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом... Музыка заставляет меня забывать себя, моё истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не своё положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу'.

   Говорит это Позднышев, герой повести, но всякий, кому приходилось вдумываться в отношение к музыке самого Толстого, согласится с его сыном Сергеем, что это были не только мысли героя повести, но и её автора также.

   Надо ли напоминать, что ни К.Э.Циолковский, которого А.Попов и его соавтор почему-то берут в союзники в своих нападках на рок, ни Лев Толстой появления рока не предвидели. А говорили о той самой классической музыке, музыке Бетховена и Листа, Вагнера и Берлиоза, которую мы сейчас выдвигаем как альтернативу року. И даже как панацею в своей борьбе с охватившей едва ли не весь земной шар рокоманией.

   Но мания манией, а сам рок как таковой - это факт совсем другого наполнения и значения. К сожалению, мы всё больше атакуем его, не давая себе труда подготовить свои атаки обстоятельным теоретическим анализом. Тогда как, прежде чем бороться с роком, надо было бы серьёзно призадуматься над тем, почему же он всё-таки так полюбился молодёжи.

   Я думаю, раньше всего потому, что рок-музыка даёт хотя бы временное, хотя бы и иллюзорное, но радостное, даже пьяняще радостное ощущение слияния огромной толпы в некое единое целое, сплочённое одними и теми же эмоциями, одним и тем же чувством полноты и щедрости жизни. В наши дни, когда так велика разобщённость между людьми, когда атомарная структура общественной жизни так губительно сказывается на душевной жизни индивида, возможность хотя бы на время преодолеть эту разобщённость и ощутить себя не атомом, блуждающим в пустоте, а сочленом возникшего под влиянием музыки единства - это возможность радостная и в принципе высоко человеческая.

   Искусство касается человеческих душ, но далеко не на всех действует стабильно, радикально. Что же касается рок-музыки, то вглядитесь непредвзято в толпу, охваченную восторгом и бурно, едино аплодирующую своим фаворитам, и вы увидите, что главенствующим настроением в этой толпе является ощущение счастья! Да, счастья... Радости, восторга... И этот радостный подъём, охвативший молодого человека, и есть то, во имя чего он снова и снова будет стремиться попасть на концерт своего любимого ансамбля.

   Второе, что притягивает молодёжь к року, - это его праздничность, мажорность. В рок-музыке (я, разумеется, имею в виду её высокие образцы) эстетически 'снимается', преодолевается томящее многих молодых ощущение будничной серости, скуки и эмоциональной ненаполненности их повседневного существования. Жизнь-то ведь впрямь часто бывает выкрашена в сероватые тона. А рок - это какие-то сплошные эмоциональные 'форте', нечто захватывающее и возбуждающее возможностью хотя бы два-три часа прожить в обстановке всеобщего эмоционального подъёма. Как бы на крыльях, в полёте.

   И в то же время талантливая рок-музыка часто пронизана острым ощущением дисгармоничности жизни, её вздыбленности, не поддающимися разрешению противоречиями. Её насыщенности предощущением грядущих глобальных катаклизмов, к которым, понятное дело, особенно чутка именно молодёжь.

Согласен, это ощущение драматизма, в реальности каждым переживаемое на свой лад, часто выражается в рок-музыке крикливо, поверхностно. Как-то очень уж демагогично, если по отношению к музыке применимо такое определение. Но то, что молодёжь чувствует в роке напряжённость, даже перенапряжённость современной действительности, выраженной острее, эмоционально грубее, прямолинейнее, но и доходчивее, чем в других искусствах, это тоже факт, который при анализе проблем социального бытования рок-музыки и причин её распространения обязательно должен быть принят во внимание.

   Другое дело, что рок, как никакое другое искусство, часто тяготеет к вульгаризации и опошлению своих собственных принципов. Это ведёт к тому, что в искусстве многих рок-ансамблей оказывается... мало искусства. Но зато много дурного вкуса, дешёвки уже в одежде, причёсках...

   Заметно влияние ошеломить слушателя ничем не оправданными громкостями и экстравагантной броскостью подачи, за которой скрываются всё та же безвкусица, низкая музыкальная и общая художественная культура. Хорошие рок-ансамбли, как и хорошие солисты в этом виде музыки, редки, очень редки. А вот тех, кто балансирует на грани пошлости, хоть пруд пруди. Увы, только очень невзыскательный вкус не заметит во многих рок-группах и ориентацию на уже выработанные другими штампы, и дешёвую бутафорию в сценических решениях, и, что особенно бывает противно, откровенную физиологичность, к тому же зачастую (особенно часто это бывает на Западе) очень уж специфически окрашенную.

   Когда думаешь, что такой вот рок 'правит бал' в молодёжной среде, делается действительно не по себе. А ведь такой рок стал сейчас почти непреодолимой преградой на пути многих молодых к музыке классической, серьёзной! Как-то, когда я выступал по телевидению, мне подали письмо, пришедшее с Крайнего Севера. Писал молодой человек, не только грамотный, но и хорошо владеющий пером. Но то, о чём он писал, я никогда не позабуду, так это было дико. 'Мужики, - обращался он к руководителям Центрального телевидения, - что это вы, совсем с ума посходили? Что вы нас всё потчуете бахами и моцартами, которых нам и на дух не надо? Нам другое любо - рок, особенно тяжёлый рок, а его по телеку и не передают'. Дальше из письма выяснилось, что Баха и Моцарта автор отвергает не потому, что он их познал и убедился в их несозвучии настроениям современной молодёжи, а потому, что их он никогда не слыхал и впредь слушать не собирается!

   Можно (что я и сделал) вспомнить в споре с такими 'ниспровергателями' классики, что на концертах в консерватории или в зале имени П.И.Чайковского молодёжь всегда занимает большинство мест. Но такое возражение проблемы не снимает. Многие ведь рассуждают так, как он: рок - это наше, а Моцарт или Чайковский - это для стариков. Это им слушать.

   Не буду тратить место на то, чтобы разъяснять читателям 'Кругозора', какими деформациями - духовными, культурными - такая позиция грозит. Надеюсь, им это и без моих пояснений понятно. Важнее спросить: что же надо делать, чтобы молодые, не только те, кто ходит в консерватории, а и те, кто сейчас в них не ходит, поняли и оценили Бетховена и Чайковского? Запретить рок? Но мы уже убедились на протяжении десятков лет, что запреты в искусстве могут принести удовлетворение ретивым администраторам, но сути процессов, происходящих в зрительской среде, не меняют. Запрещённый рок - это втрое более могущественный рок, надо это понять. Значит, надо серьёзно, очень ответственно и по-деловому поработать над тем, чтобы молодёжь поняла красоту и благородство классики. Надо суметь очаровать её звуками Баха и Моцарта, Чайковского и Шостаковича, что сделать, были бы охота и умение, вполне нам посильно. Классика-то ведь не зря так называется...

   А с другой стороны, надо решительно изменить отношение к рок-ансамблям. Сейчас они сами по себе, а Союз композиторов, критика, газеты сами по себе. Хранят гордое молчание или, что воздействия ни на кого не оказывает, яростно ругают рок вообще. А надо рок-музыкой заниматься. Надо бороться с дурным, пошлым, вульгарным в ней и вычленять по-настоящему талантливое, яркое. О рок-ансамблях надо писать так же, как пишут о других видах искусств. Памятуя, что рок - это реальность. И что на него воздействовать надо так, как это издавна повелось в художественной области, - с помощью высокопрофессиональной критики, компетентной именно в этом виде искусства. Уверен, что результаты не замедлят сказаться. Перед лицом критики и просвещённой ею молодёжи многое из того, что сейчас делают иные рок-ансамбли, делать станет стыдно. Неловко. Неуместно. И легче станет жить и творить тем, кто истинно талантлив и ответственно относится к своему призванию.

Евгений СУРКОВ

    'Мы и есть мир' - так называется фрагмент композиции, которую вы услышите на восьмой звуковой странице. Она была создана, исполнена и записана выдающимися звёздами рок-музыки США (единственным иностранцем был англичанин Боб Гилдоф).

   Запись проходила на одной из калифорнийских студий под девизом - 'Поможем странам Африки'. Авторы композиции Майкл Джексон и Лайонел Ричи, аранжировка Куинси Джонса.

   Вот некоторые из знаменитых певцов, чьи голоса вы можете различить в записи: Боб Дилан, Даяна Росс, Гарри Белафонте, Рей Чарльз, Тина Тёрнер, Билли Джоэл, Брюс Спрингстин и другие.

 

Звуковая страница 8.

 

На главную страницу