|
|
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВСВЯТОСТЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙЧасто, пытаясь придать убедительность своему утверждению, мы прибегаем к статистике. Её вы найдёте и на этой странице. Бесстрастные цифры свидетельствуют, сколько семей создаётся, сколько разрушается, сколько появляется детей. Но как определить, насколько прочна и дружна та или иная семья, насколько отношения в ней здоровы, чисты, нравственны, каким счастьем наделена она? Статистика любви и взаимопонимания, дружбы, взаимовыручки, щедрости и самопожертвования, страстности и великодушия... Я такой статистики не представляю. Для меня в этих вопросах важны не цифры, не выкладки, не подсчёты, сделанные на ЭВМ. Как проникнуть в тайны человеческого духа, условия быта, семейные отношения и нравы?.. Так уж исторически сложилось, что семья в Армении стала той основной ячейкой, которая при иноземном владычестве помогла устоять, сохранить культуру и традиции, чтобы при первой возможности они снова влились в духовный мир нации, составили её нравственный облик. Может быть, самое дорогое у нас - отношение к детям не только как к опоре на старости лет родителей, но и как к будущему народа. Отсюда и утвердившееся в характере людей уважение к старости, носительнице мудрости, доброты, душевной щедрости - связующих звеньев национального самосознания. Отсюда и крепость родственных, кровных уз. В тяжёлые времена каждый мог остаться без пищи, крова, убежища, и только по родственным связям, которые были как нити жизни, всегда могли прийти помощь, спасение и опора в невзгодах. Веками шлифовались эти родственные отношения, укреплялась народными традициями и обрядами семья. И многие обряды выражают значительность события, подчёркивают его важность не только для семьи, но и для всего народа. Шумные свадьбы с обязательным соблюдением ритуалов, добрым многолюдьем - это не просто весёлое застолье. Это всегда урок молодым. Всем миром венчали - не подведите! Нетерпимость к нарушениям нравственности в семье, огласка и осуждение в подобных случаях - также инстинктивное неприятие обществом покушений на святая святых - крепость семейных уз. Большая, крепкая семья... Ещё во второй половине XIX века крестьянские семьи в Армении насчитывали 40 -50, а в иных случаях 60 -70 человек. Потому и возник 'дрындез', праздник молодожёнов, одним из непременных действ которого являются многочисленные визиты молодых к дальним и близким родственникам. Молодые смотрят, как живут их родичи, как они трудятся, как умеют радоваться, и они учатся, постигают смысл семейных отношений, получают советы и напутствия. Конечно же, обращение к традициям, к лучшему, что есть в них, ни в коей мере не снимает необходимости быть внимательным ко всему, что властно входит в жизнь нового поколения. И тут не может быть мелочей. Один лишь пример. В республике недавно создан Центр молодой семьи. До его открытия скептики утверждали, что существование центра знакомств лишено смысла и в нём нет нужды. Но практика показала другое: он необходим даже людям, едва переступившим порог двадцатилетия. О чём это говорит? Наверное, и о том, что от излишней теперь патриархальности и строгости традиций пора отказаться. На смену приходят новые формы общения, новая этика и культура семейных отношений. Верю, что народ, сумевший пронести через века свою культуру, крепость и святость семейных уз, сумеет глубоко вобрать всё передовое, светлое, что несёт социалистический быт, и будет строить будущее и счастье каждой семьи, разумно сочетая старое и новое. Михаил ДИЛОЯН
БАБУШКА БАВАКАН И ЕЕ 120 ВНУКОВКогда 80 лет назад в горном селении Армении у крестьянина родилась седьмая дочь, он сказал: 'Бавакан!'. По-русски это означает: 'Хватит'. Так и назвали девочку. И никто не ведал тогда, что станет она главой целого рода. Теперь у бабушки Бавакан 120 внуков и правнуков. А десять её детей, сыновья и дочери, построили собственными силами, помогая друг другу, целую улицу в селе Норадуз. Сельсовет присвоил ей имя этой семьи - улица Акопянов. В дом младшего сына, Спартака, мы и приглашаем вас в гости к бабушке Бавакан. Слушайте четвёртую звуковую страницу.
Фрагмент хачкара в Эчмиадзине, XIII в.; Дом молодёжи в Ереване. Фото А.НАГРАЛЬЯНА и В.ЯКОБСОНА |