|
|
ТОВАРИЩ ПЕСНЯДВА ЧАСА ЖИЗНИОн постоянно колесит по стране. Позавчера он был в Москве, вчера - в Харькове, завтра будет в Магадане. Застать его хотя бы в течение трёх дней практически невозможно. И всегда - в Москве, Харькове, в Магадане ли - он уходит со сцены с мокрым от пота лицом и со сбитым дыханием. Работает, как принято говорить, на износ. Такое ощущение, что он стал популярен сразу и повсеместно. Причём без содействия радио, кино и телевидения. Средства массовой информации подхватили его песни потом. Вначале были магнитофонные ленты. И, тем не менее, уже тогда его знали многие - солдаты, артисты, студенты, учёные, таксисты, писатели. В последнее время об Александре Розенбауме заговорили журналы и газеты: одни - в тоне доброжелательно-снисходительном, другие - журяще-осудительном. На фоне огромных аудиторий, которые собирает сейчас певец с гитарой, эти меланхолические оценки выглядят запоздавшими. И сам он, и его многотысячные залы уже не нуждаются в посредниках. Я видел Сашу на эстраде. И всякий раз переживал эти два часа его жизни на сцене так, как если бы это были два часа моей жизни - напряжённой, ответственной. Он много и безотказно пел, рассказывал то серьёзно, то с юмором о своей работе, отвечал на записки. А они бывали разные, чаще - добрые, реже - злые. Что ж, отвечать на задиристые, а порой, к сожалению, и на оскорбительные выпады - это тоже входит в нашу профессию. Другой вопрос - как отвечать. Розенбаум никогда не опускается до перепалки со слушателями, никогда не теряет достоинства. Казалось бы, какой соблазн мгновенной и остроумной репликой сразить анонимного противника, притаившегося в спасительной бездне зала! Но он отвечает сдержанно и великодушно, ибо понимает, что его единственная и самая надёжная защита - творчество. Непримиримая схватка мнений 'за' и 'против' - это, видимо, закономерность, сопутствующая судьбе любого талантливого человека. Чем громче споры вокруг Розенбаума, тем с большей уверенностью можно утверждать: он услышан. Он состоялся. И противоположные точки зрения - это тоже признание, ибо о тех, кого не услышали, не говорят, не спорят. Люди неравнодушны к автору и исполнителю своих песен, как и он неравнодушен к людям. И это прекрасно. Леонид ФИЛАТОВ, заслуженный артист РСФСР Фото В.ПЕТЕРБУРЖСКОГО В одном из интервью Александр Розенбаум сказал: 'Люблю людей, которые умеют работать по-настоящему в экстремальных условиях'. Он сам из таких. Когда он студентом валил лес в Ухте, то получил четвёртый разряд пильщика-вальщика. После окончания Ленинградского медицинского института пошёл работать не в поликлинику, а на 'Скорую помощь' анестезиологом-реаниматором. Коренной ленинградец, Розенбаум родился в семье потомственных врачей и 14 лет жизни отдал этой профессии. Музыкой занимался с детства (окончил музыкальную школу и училище). В 16 лет начал писать песни. Сейчас он артист Ленконцерта. Сначала пел в рок-группе 'Пульс', потом в ансамбле 'Шестеро молодых'. С конца 1983 года выступает с сольными концертами. Им написано более 500 песен. Выпущено три диска-гиганта: 'Эпитафия', 'Нарисуйте мне дом', 'Мои дворы' (этот диск стал самым популярным в 1987 году). Готовится к выпуску ещё одна пластинка - 'Дорога длиною в жизнь...'. Она посвящена нашим ребятам, сражающимся в Афганистане. Композитор трепетно относится к этой теме, по возможности чаще старается бывать с концертами в Афганистане и считает, что его долг - артиста, гражданина, врача - доставлять хоть какую-то радость нашим солдатам, находящимся вдали от дома. Известность Розенбаума началась с 'одесских песен', но это лишь часть его раннего творчества. Много песен посвящено любимому Ленинграду, но ещё больше - войне: 'По дороге жизни', 'Бабий яр', 'А может, не было войны' и другие. Он часто поёт эти песни ребятам из детского дома, над которым шефствует, и они их хорошо понимают. Известны и его 'казачьи' песни. Если поёт Александр Розенбаум, то в залах и на стадионах яблоку негде упасть. Его мужественные песни о человеческом благородстве, чувстве гражданского долга, о мужской дружбе, надёжной в любых испытаниях, о любви, не знающей компромиссов, всегда находят глубокий отзвук аудитории, особенно молодёжной. И как не вспомнить слова Михаила Жванецкого, что 'массовое признание есть массовое признание. Народ не ошибается'.■ На девятой звуковой странице Александр Розенбаум поёт свои песни 'Размышление на прогулке' и 'Санька Котов'. |