|
|
В МИРЕ ПРЕКРАСНОГОРОССИИ НЕПОВТОРИМЫЕ ЧЕРТЫВыставка 'Образ русской женщины', организованная Клубом коллекционеров Советского фонда культуры, впервые объединила произведения, известные ранее лишь небольшому кругу ценителей искусства. Естественно, одна из важнейших здесь - тема материнства, которая вбирает в себя непреходящие нравственные ценности: любовь и нежность, твёрдость, готовность к самопожертвованию. Прекрасно отражена эта палитра чувств в одном из наиболее монументальных образов выставки - 'Богоматери Умиление' (конец XV в.). Петровская эпоха определила решительный поворот российского искусства к раскрытию черт конкретного героя. Внимание художника к цвету неотделимо от интереса к внутренней жизни героинь. Кажется, тонешь в колористическом богатстве и неожиданности полутонов 'Портрета кн. Е.А.Голицыной' Ф.С.Рокотова (90-е годы XVIII в.). Красота пластики здесь - это недосказанность и тайна, поэзия и музыкальность образа, что можно выразить только средствами искусства. Но если в XVIII-XIX веках портретный образ всё ещё скован, канонизирован, герой представлен чаще всего в 'наиприятнейшем' виде, то на рубеже XIX-XX веков в искусстве совершаются важнейшие изменения - внимание всё более переносится на передачу внутреннего мира. Общепринятое уступает место неповторимому, непосредственному. Изменения, связанные с новой поэтикой образа, происходили не мгновенно - портреты В.Серова, К.Коровина, 3.Серебряковой, Ф.Малявина свидетельствуют о напряжённости и разнообразии поисков. 'Портрет П.А.Мамонтовой' В.А.Серова (1889 г.) привлекает внутренней экспрессией, героиня живёт, всё в ней полно трепета. Если раньше портрет отличался несколько тяжеловатой грацией классических поз, то Серов в своих портретах делает акцент именно на естественности, на умении 'не позировать', благодаря чему удаётся передать динамику жизни. В раскованности пластики находит отражение и творческая свобода художника и модели. Такая позиция, естественно, отражается и на выборе персонажа. Место светских красавиц в творчестве Ф. А. Малявина, шокируя аристократическую публику, занимают простые девки и бабы. И можно сказать, что сарафаны малявинских героинь затмевают блеск придворных нарядов. В начале XX века в искусстве уже не только как героиня, но и как автор появляется женщина. Творчество 3.Е.Серебряковой - прекрасный пример процесса эмансипации, который шёл в русской жизни. Искусство - чуткий барометр социальных изменений, его возрастающую роль в жизни общества отмечают многочисленные портреты актрис. 'Гармонистка' А.В.Лентулова (1913 г.) - одно из наиболее значительных произведений выставки. Здесь образ женщины-музыканта получил совершенно новую окраску. Героиня Лентулова играет не перед группой зрителей, а как бы перед всем миром. В этом пафос произведения: подлинное искусство раздвигает стены залов и аудиторий. Программа демократизма, за которую мы боремся сегодня, находила эстетические формулировки и образы уже в начале столетия. Она пришла вместе с новым, революционным искусством, которое искало свою аудиторию на манифестациях и карнавалах. 'Улицы - наши кисти, площади - наши палитры' - так лаконично формулировал Владимир Маяковский новую эстетическую программу. Новый мир - это мир будущего, раскрывающийся перед человечеством в поэтической красоте 'Портрета А.Г.Коонен' Г.Б.Якулова (1920 г.). Сравнительно небольшая выставка в новом зале Советского фонда культуры охватила огромный путь, пройдённый русским искусством. Образы русских женщин говорят не только об эпохе, в которую они были рождены, но и о высоком назначении человека, его мечте о счастье, вере в творческие силы и разум. Е.ГОРЧАКОВА 'Богоматерь Умиление'. Конец XV в.; Ф.С.Рокотов. 'Портрет кн. Е.А.Голицыной': Г.Б.Якулов. 'Портрет А.Г.Коонен'; А.В.Лентулов. 'Гармонистка'; Ф.А.Малявин. 'Рисунок'. |