|
ПЛАМЯ НОВЫХ ОТКРОВЕНИЙ
Быстро подойдя к дирижёрскому пульту в Зелёном
театре московского парка культуры и отдыха, Леонард Бернстайн в белой
спортивной блузе с красным платком на шее был похож на пионера. И
международный его оркестр был уж если не пионерским, не отроческим, то
совершенно юношеским (ребята-контрабасисты сидели на сцене в шортах) и
не слишком устоявшимся, не очень искусным, но всё-таки гибко
повинующимся своему лидеру. Лидер же - Бернстайн - творил чудеса.
Что делать! Иногда я жалел, что невозвратимы далёкие времена, когда
дирижёры вели концерт, стоя лицом к залу. В голову упорно лезло
сравнение Бернстайна-дирижёра с яростно пляшущими точками, линиями и
кругами на экране осциллографа - казалось, именно такой была живая
формула его огневого исполнительства. Но мне хотелось видеть его лицо. Я
тихо встал со своего места, через боковой вход пробрался за кулисы, стал
смотреть, стал слушать и неожиданно прочёл в его глазах под седыми
бровями, увидел в сплетениях его рук и. конечно, услышал в оркестре
сдержанного, негромкого, чуть застенчивого Шостаковича. Первую его
симфонию с хрестоматийно-известной изящнейшей причудливо-маршевой темой,
которая ещё и еще раз обожгла меня "пламенем новых откровений', как
сказал бы Луначарский. Я услыхал прошлое из будущего И я вспомнил, как в
1959 году, почти тридцать лет назад, во время первого приезда Бернстайна
в СССР, в зале был сам Шостакович, вспомнил, что Бернстайн устроил
небольшую лекцию-концерт сродни тем. что он вёл многие годы по
телевидению. И мы, естественно, и тогда знали "начало" его биографии,
знали о его фантастической образованности (он окончил Гарвардский
университет и институт Кёртиса), знали о том, что дирижированию он
учился у Кусевицкого, что 14 ноября 1943 года после бессонной ночи,
проштудировав партитуры "Дон Кихота" Рихарда Штрауса и шумановского
"Манфреда", 25-летний Бернстайн заменил у пульта в Карнеги-холле (без
репетиций!) заболевшего Бруно Вальтера...
Как пианист он обрёл великолепную школу у Венгеровой - ученицы
Лешетицкого и Есиповой. Среди его педагогов по композиции были Копленд и
Хиндемит. Комментарии, как говорится, излишни. На нашей звуковой
странице - минута его исполнения "Рапсодии в стиле блюз" Гершвина.
Этой минуты достаточно, чтобы оценить джазовый блеск Бернстайна-пианиста
и истолкователя.
Истолкователя. Вот тут мы подходим, пожалуй,
к существу дела. Бернстайн никогда не был только исполнителем или только
композитором и тем более не был музыкантом в вакууме, которому
безразлично, как относится к музыке публика. В этом плане фигура
Леонарда Бернстайна, пожалуй, уникальна. В июне 1966 года, то есть 22
года назад, он обратился к своей широкой аудитории с открытым письмом.
Он забил в колокол тревоги. Он утверждал, что ещё где-то на рубеже 1914
года порвалась связь между композиторами и публикой.
"Первая мировая война, - писал он, - поставила жирную точку:
Дебюсси. Малер, Штраус и ранний Стравинский лишь провели финишную черту:
это были последние имена в долгой эре взаимной зависимости композитора и
публики. А затем эта взаимозависимость превратилась в потасовку:
композитор против публики. Уже пятьдесят лет слушатели проявляют интерес
прежде всего к музыке...
(окончание на след. странице)
На шестой звуковой странице
вы услышите записи фрагментов музыки Бернстайна, его исполнения,
пресс-конференции в Москве во время гастролей 1988 года. |
|