Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ЭТО ВРЕМЯ С ПРАВДОЙ ВДВОЁМ

М.Шатров:
   Я вижу наше сегодняшнее состояние общества как абсолютно революционное, связанное с проистекающими переменами в сознании людей и, конечно, с созданием отлаженного механизма, который гарантировал бы нам демократическое развитие дальше. Но у меня ощущение, что не все ещё возможности, не все силы мы включили в борьбу...

'ДАЛЬШЕ? ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ!..'

   Корреспондент: Некоторые авторы писем замечают, что защитники сталинского наследия, не желая ворошить прошлое, обычно оправдывают это тем, что, мол, погружение в трагические годы может нанести духовный вред людям, особенно молодым, с неокрепшим мировоззрением, недостаточным житейским опытом. Среди таких 'защитников' немало противников и вашей пьесы 'Дальше, дальше, дальше...'. Скажите, как вы относитесь к подобным опасениям?
   М. Шатров: Если мы действительно хотим, чтобы каждый сознательно участвовал в перестройке, в революционной ломке бюрократических порядков, дурных нравов и привычек в жизни нашего общества, понимал, каких целей добивается партия, активно, как говорится, с открытыми глазами двигался к этим целям, участвовал в переустройстве нравственных и экономических сторон жизни, надо, чтобы человек хорошо знал прошлое, отличал в нём доброе и горькое, категорически осуждал все. что деформировало социализм, но и гордился тем, что наперекор всем жестокостям времени и бесчеловечным испытаниям совершали наши люди. Нигилисты не способны быть в рядах тех, кто творит перестройку. Историю своего народа надо знать, уважать, как бы ни были горьки некоторые её страницы.
   - Словом, вы за то, чтобы в истории не было тайн за семью печатями. Правда, только правда! Ну, а ваша пьеса 'Дальше, дальше, дальше...', насколько она соответствует исторической правде? Находят же в ней отступления от исторической действительности.
   М. Шатров: Пьеса - не научный трактат. Художник вправе, если он знает характер, психологию своих героев, конкретную историческую ситуацию, что-то домыслить там, где существуют 'белые пятна', где невозможно сегодня точно узнать, как было на самом деле. Чем глубже знания, тем ближе к истине. И это не авторский произвол, а правда характера, правда времени. В пьесе есть подзаголовок 'Авторская версия событий, происшедших 24 октября 1917 года и значительно позже'. Но никто почему-то на эти слова не обращает внимания. Конечно, пьеса написана на основании документов, писем, воспоминаний. Точность её исторической оснащённости проверялась многими учёными. Мне повезло - я встречался и беседовал с людьми, которые возвращались из лагерей, или с теми, которые заговорили после долгих лет вынужденного молчания. Происходило это в 1956 году. Моими собеседниками были представители старой гвардии революционеров - Петровский, Стасова, Зинаида Гавриловна Орджоникидзе, Фофанова, Микоян. Многое из того, что я узнал тогда, понял и осознал, вошло в пьесу 'Дальше, дальше, дальше...'.
   - В своём творчестве вы многие годы верны теме революции. Чем это вызвано?
   М. Шатров: Историей я интересовался всегда. В ней ответы на многие мучающие нас сегодня вопросы. Конечно, сказалось и то, что моя семья была причастна к революции. Многие из моих родственников за это поплатились - были в годы сталинщины репрессированы, погибли. Так что это мой нравственный долг - рассказать правду о революции, о Ленине, о его боевых сподвижниках. Моя юность пришлась на исключительно тяжелое время. Помню, как мать категорически запрещала мне поддерживать какие-либо контакты с нашим, правда, довольно дальним родственником, прекраснейшим поэтом Самуилом Яковлевичем Маршаком. Запрещала, чтобы не бросить на него мрачную тень,- ведь я был сыном расстрелянного врага народа. Но прошли годы, и вот в 1955 году Маршак позвонил мне, мы с ним встретились. Он очень порадовался, что я написал пьесу. Но попросил, чтобы я непременно выбрал себе псевдоним, потому что в литературе должен быть один Маршак.
   И вот, сидя на лекциях в институте, я перебирал разные псевдонимы. Сначала придумал, что буду Апрелев, потому что родился в апреле. Потом хотел стать Тумановым. А когда пришел в театр, где ставили мою первую пьесу, режиссёр спросил: 'Ну что, псевдоним придумал? Всё мучаешься. Ну, ладно, давай мне пьесу, кто там твой любимый герой? Шатров. Будешь Шатровым'. Так я стал Шатровым.
   - Можно ли сказать, что теперь для вас открыты двери архивов, и как вам видятся перспективы возможного сотрудничества в этом смысле с зарубежными историками?
   М. Шатров: К сожалению, главные архивы для меня до недавнего времени были закрыты, как, впрочем, и для других. Основными источниками для меня остаются по-прежнему работы В.И.Ленина, мемуары, воспоминания, опубликованные в нашей стране до 1924 года. Я, конечно, стараюсь быть в курсе того, что делает историческая наука в других странах. Но, повторяю, меня не пускали в наши архивы, впрочем, не пустили меня и американцы в Стратфордский университетский архив. На Западе работают учёные, которые интересуются нашим историческим опытом непредвзято, они искренне хотят
понять природу наших успехов и ошибок, пути, которыми мы идём.
   - В истории не должно быть белых пятен. Крайние сторонники этого ставят даже вопрос о том, что не пришла ли. мол, пора издать работы Авторханова и Солженицына, в которых, как они считают, несмотря на определённую тенденциозность, достаточно подробно освещаются вопросы нашей истории?
   М. Шатров: Когда мы досконально разберёмся со своей историей, когда мы встанем на твёрдые ноги в этом смысле, будем знать все факты, и героические, и горькие, тогда мы будем готовы во всеоружии полемизировать с авторами этих и других подобных книг, написанных с антимарксистских позиций. Сейчас я бы не стал их издавать, хотя, может быть, ошибаюсь. Думаю, надо прежде всего вооружить людей, особенно молодых, ленинской правдой о жизни и о революции, знанием нашей истории без всяких изъятий. Только тогда борьба будет идти на равных. А она должна идти. И уже идёт. Мы в ней, к сожалению, пока слабо вооружены. С 'Кратким курсом' в руках не повоюешь.
   - Случались ли в вашем творчестве компромиссы, и если были, то не сказывались ли они на художественном уровне произведения. И вообще, как это согласовывалось с вашими принципами?
   М. Шатров: Компромиссы? Были, Так, например, передо мной возникла такая ситуация: или пьеса 'Так победим!' идёт в театре и со сцены герои говорят всё то, что произносили в жизни, что соответствует протоколам заседаний ЦК, или она не пойдёт никогда, если будут названы имена этих людей. Вот такое было категорическое требование. В театре мы всё обсудили, взвесили и решили, что в самом спектакле заложен такой заряд революционности, исторической откровенности, что в этом случае можно пойти на уступку. Мы не назвали фамилий героев пьесы. А теперь я думаю, надо ли переделывать пьесу? И держусь того мнения, что пусть всё остается как есть, пусть это будет приметой тех нелёгких для всех нас лет. А ленинский план построения социализма, в чём он заключался и что произошло потом, как эти идеи были Сталиным исковерканы, вот это нам удалось в пьесе передать. А это главное. И, кстати, еще о компромиссах. Я очень хорошо помню, как однажды, а жили мы тогда недалеко от метро 'Аэропорт', зашли с мамой в магазин 'Комсомолец'. И вдруг...

(окончание на след. странице)

   Слушайте вторую звуковую страницу.

 

Звуковая страница 2 - Михаил Шатров. Драма истории.

 

На главную страницу