|
ГРЯДУЩИЕ ЛЮДИ - КТО ВЫ?
'Футурист' Северянин * полулежит в 'лимонном будуаре
из серого клёна с обивкой шелковой' и, полузакрыв глаза, приветно шепчет
прекрасной своей инфанте:
Вы такая эстетная,
Вы такая бутончатая...
А прекрасная инфанта отвечает томно:
- Ах, какой. Вы, право, футурист!
А в это время под окнами будуара, что на Большой Проломной,
огромными шагами бродит футурист Маяковский, бродит, ручищами
размахивает, а на перекрестке улиц на тумбу влезет и ухает голосом
громоподобным.
И вздрагивает поэт в шёлковом будуаре, к нежному обращению
привыкший.
Эй, послушайте!..
А ну-ка
За бороду
Из-под дивана
И камнем по бороде...
И собираются любопытные (уж больно пронзительные слова у поэта, так
и впиваются в мозг!), и жмутся друг к другу. Позвольте, да что же это?
И крестится старуха, вспоминая антихриста.
И бьётся в истерике женщина у ног его: 'Не могу я!'
...я не могу!
Не могу я среди звериных рыл!
Отпустите меня
к любви,
к игре.
Я хочу детей,
я хочу мужей,
не могу я жить нелюбимая.
- Ах, какой нехороший, скверный поэт!
И, кончив уличную свою истерику, бежит к Северянину.
Что же это за удивительный поэт, от которого -
И женщина в истерике,
И старуха вспоминает антихриста,
И неробкие мужчины жмутся друг к другу,
И футурист зло подсмеивается (...).
И критик-то стыдливо, непочтительно подхихикивает.
В самом деле: футурист он или 'это нарочно'?
Вот и Северянин непременно футурист, а ведь он и Маяковский, я бы
сказал,- под одним знаменем величайшая наглость контрастов. Один, будто
'принцесса Грёза', шепчет на французский
манер, поёт
Про любовь,
Про принцесс.
Шепчет, ломается, в альбом мадригалы великолепные записывает.
'Поэт-эстет', последний из умирающих...
Другой... Впрочем, неужели он футурист?
Слушайте, сейчас он, 'тринадцатый апостол', откроет новое своё
евангелие.
Я вам открою
словами
простыми, как
мычанье,
наши новые
души...
Затихает уличная его аудитория.
Вот сейчас, сейчас услышим новое слово.
Я вам только
головы пальцем
трону,
и у вас
вырастут губы для
огромных
поцелуев
и язык
родной всем
народам.
И всё. И больше ни слова о новом Грядущем, о новых людях. Он даже
сам недоуменно спрашивает непостижимую свою толпу:
Грядущие люди!
Кто вы?
(окончание на след. странице)
---------------------
Игорь Васильевич Северянин (Лотарев), популярный до революции русский
поэт.
|
|
РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ
МИЛИЦИОНЕР МИХАИЛ ЗОЩЕНКО ПИШЕТ О МАЯКОВСКОМ
Когда
в середине 60-х годов, работая в архиве
М.М.Зощенко, я наткнулся на эту статью, то, честно скажу, не поверил
своим глазам.
Нет, удивило меня не то, что Зощенко написал о Маяковском. Я знал,
что он очень любил поэзию, при каждом удобном случае вставлял в текст
своих повестей и рассказов строчки из Шекспира и Байрона, Пушкина и
Некрасова, Блока и Есенина, а однажды даже написал статью о Заболоцком.
Почему бы ему и о Маяковском не на-писать?
Не удивило меня и то, что я держу в руках произведение Зощенко,
стилистика и язык которого и в малой мере не напоминают зощенковские.
Свои первые сатирические рассказы Зощенко опубликовал
в конце 1921 года. Взлёт его был столь ярок, что многим читателям
представлялось (и теперь представляется), будто он вошёл в литературу
легко - одним махом, без какого бы то ни было предварительного подступа:
вечером сел за стол - утром проснулся знаменитым писателем. Но это не
так. Прежде чем стать тем Зощенко, которого все мы знаем, он совершил
поистине невероятный внутри себя творческий переворот. Он шел к себе, к
своему неповторимому сказу через овладение традиционной стилистикой
русской литературы.
До первого появления в печати им было написано - ещё не зощенковским, а как говорится, расхожим почерком беллетристики - две
повести, более двух десятков рассказов, сказки, зарисовки, этюды и
другие произведения малых прозаических жанров. Всё это он считал лишь
пробой пера, поиском литературной манеры и не только никогда не делал
попыток что-либо из этого напечатать, но даже не включал в свою
писательскую биографию... Да, литературная форма статьи о Маяковском,
написанной за два с половиной года до первой публикации - в
'подготовительный' к профессиональной работе период, не могла меня
удивить.
И, наконец, я не удивился, что статью о поэте написал... милиционер. Я
знал, что именно летом 1919 года по инициативе Горького в Петрограде,
(окончание на след. странице)
Фото
из семейного
архива
М.М.Зощенко.
Публикуется
впервые. |
|