|
ЛИТЕРАТУРА: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
(начало на стр. 5.)
...будущему следователь поворачивает
против него, Рубашова, предлагая ему принести партии последнюю пользу
- показать, 'в какое преступное болото заводит человека
антипартийная деятельность'. Рубашов выполняет это последнее партийное
задание - вызвать на публичном процессе
'ярость масс', гнев и презрение народа к самому себе.
Кёстлер в 1938 году пишет книгу о жертвах политических процессов того
трагического времени.
Два других писателя - О.Хаксли и Д.Оруэлл, - книги которых впервые
приходят к русскому читателю, конструируют общество будущего. Нелишне
сказать, что с публикацией романов этих авторов извлекается для нас из
небытия целая плодоносящая ветвь литературы, влияние которой на
общественные идеалы XX века чрезвычайно велико. Я говорю
об антиутопии.
Русской литературе и тут можно гордиться своим лидерством.
В 1919 году, когда Льюис Мамфорд заканчивал в Лондоне свой
фундаментальный труд 'История утопий', с нескрываемым благожелательством
составляя список рецептов, предназначенных для облагодетельствования
человечества. Евгений Замятин в Петрограде, в пору военного коммунизма,
пишет роман 'Мы', где те же самые благодетельные идеи были доведены до
своего логического конца, превратив жизнь людей в благополучный, сытый,
бездушный и регламентированный кошмар.
Замятин был затравлен рапповской * критикой и уехал, отпущенный
Сталиным, за границу, идеи же его были подхвачены и развиты во многих
антиутопиях зарубежных авторов, и прежде всего в двух, наиболее
нашумевших за рубежом - 'О, дивный новый мир' Хаксли, которую напечатал
недавно журнал 'Иностранная литература' (1988, ?4) и романе
Оруэлла '1984', объявленном к публикации 'Новым миром'.
--------------------------
* РАПП - Российская ассоциация
пролетарских писателей (1925-1932 гг.).
Художественный мир Хаксли с
первого взгляда совершенно не похож на тот, что сотворил Оруэлл. Мир
Хаксли - это распространение, перенос в будущее безудержных технических
триумфов 20-30-х годов. Мир Оруэлла проецирует в будущее сороковые годы
с их атмосферой ненависти, войны, жестокостей, идеологической розни. Мир
Хаксли - это эра безбрежного материального благополучия и духовной
недостаточности, мир Оруэлла - эра величайшей нищеты, продуктовых пайков
и отсутствия бытовых удобств.
В романе Хаксли работника предпочитают стимулировать и поощрять,
благо заранее запрограммированные, нехитрые его инстинкты поддаются
плановому удовлетворению. В мире Оруэлла за
плохую работу угрожают концентрационным лагерем или 'исчезновением'.
Хаксли нестандартно мыслящих всего-навсего изолирует от общества. Оруэлл
их уничтожает не только физически, но и духовно, заставляя, сломав волю
и интеллект, перед смертью проникнуться восхищением перед мудростью и
справедливостью повелителя.
И всё же эти два мира схожи, ибо они, хотя и каждый по-своему,
утверждают, что личность должна подчиняться коллективу и в этом
подчинении обрести подлинное счастье.
Что ж, мы имеем основания надеяться и сказать, что для нас уже в
прошлом Океания Оруэлла, общество контролируемого безумия, с его
двухминутками ненависти, портретами Большого Брата, глядящими с каждой
стены, Министерством Мира, занимающимся войной, и Министерством Правды,
распространяющим дезинформацию, с организованными спонтанными
демонстрациями трудящихся, благодарящими правительство за повышение
рациона шоколада (в то время, как он снижен).
Читателям, особенно молодым, познакомившимся с этими произведениями,
станет отвратительна сама мысль как о сытом, но бездуховном обществе
Хаксли, мало оставляющем простора для самостояния личности, так и об
Океании Оруэлла, подавляющей её.
Алла ЛАТЫНИНА |
|
ЗНАКОМСТВА
ВТОРАЯ СТРАСТЬ ЛЕОНИДА ПТАШКО
Копна вьющихся "мелким бесом" волос, немного
насмешливое лицо с добрыми глазами и весёлыми веснушками на носу...
21-летннй пианнст-импровизатор Леонид Пташко- современный молодой
человек, ярко, по спортивной моде одетый. пользующийся успехом у
девушек... за роялем он совершенно другой человек - серьёзный,
вдумчивый, романтичный, иногда даже трагичный...
Леонид ПТАШКО - открытие прошлого сезона. Он получил II премию на
международном конкурсе джазовых пианистов в Польше. Музыкальные критики
и многочисленные поклонники джаза прочат ему большое будущее.С этого и
качался наш разговор.
- А почему бы и нет? Вы знаете, я считаю себя волевым человеком.
Сознаю, что ступил на тернистую дорогу артиста. Впрочем, мне еще нужно
подтвердить своё право на это высокое звание - АРТИСТА, доказать свою
правоту. Говорят, что я молод. А я считаю, что 24 года - это тот самый
возраст, когда уже пора ответственно думать о жизни, о людях, об этом
мире - сложном, противоречивом, но таком прекрасном.
- С чего началось ваше увлечение музыкой, джазом?
- Как ни странно, в моих серьёзных занятиях музыкой большую роль
сыграла бабушка, которая всячески способствовала этому. Что же касается
моих родителей, то они не очень-то поощряли моё увлечение. Они не
музыканты. Мама - преподаватель русского языка и литературы. Отец
работает в авиационной промышленности. Правда, именно к джазу меня
невольно приобщил отец. Однажды, когда я учился во втором классе
музыкальной школы, он принёс пластинку - известный дуэт Оскара...
(окончание на след. странице)
◄Звуковая
страница 7
-
Играет
пианист Леонид Пташко.
|
|