Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ЛИТЕРАТУРА: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ

                                        (начало на стр. 5.)

...будущему следователь поворачивает против него, Рубашова, предлагая ему принести партии последнюю пользу - показать, 'в какое преступное болото заводит человека антипартийная деятельность'. Рубашов выполняет это последнее партийное задание - вызвать на публичном процессе 'ярость масс', гнев и презрение народа к самому себе.
   Кёстлер в 1938 году пишет книгу о жертвах политических процессов того трагического времени.
   Два других писателя - О.Хаксли и Д.Оруэлл, - книги которых впервые приходят к русскому читателю, конструируют общество будущего. Нелишне сказать, что с публикацией романов этих авторов извлекается для нас из небытия целая плодоносящая ветвь литературы, влияние которой на общественные идеалы XX века чрезвычайно велико. Я говорю об антиутопии.
   Русской литературе и тут можно гордиться своим лидерством.
   В 1919 году, когда Льюис Мамфорд заканчивал в Лондоне свой фундаментальный труд 'История утопий', с нескрываемым благожелательством составляя список рецептов, предназначенных для облагодетельствования человечества. Евгений Замятин в Петрограде, в пору военного коммунизма, пишет роман 'Мы', где те же самые благодетельные идеи были доведены до своего логического конца, превратив жизнь людей в благополучный, сытый, бездушный и регламентированный кошмар.
   Замятин был затравлен рапповской * критикой и уехал, отпущенный Сталиным, за границу, идеи же его были подхвачены и развиты во многих антиутопиях зарубежных авторов, и прежде всего в двух, наиболее нашумевших за рубежом - 'О, дивный новый мир' Хаксли, которую напечатал недавно журнал 'Иностранная литература' (1988, ?4) и романе Оруэлла '1984', объявленном к публикации 'Новым миром'.

--------------------------

* РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей (1925-1932 гг.).

   Художественный мир Хаксли с первого взгляда совершенно не похож на тот, что сотворил Оруэлл. Мир Хаксли - это распространение, перенос в будущее безудержных технических триумфов 20-30-х годов. Мир Оруэлла проецирует в будущее сороковые годы с их атмосферой ненависти, войны, жестокостей, идеологической розни. Мир Хаксли - это эра безбрежного материального благополучия и духовной недостаточности, мир Оруэлла - эра величайшей нищеты, продуктовых пайков и отсутствия бытовых удобств.
   В романе Хаксли работника предпочитают стимулировать и поощрять, благо заранее запрограммированные, нехитрые его инстинкты поддаются плановому удовлетворению. В мире Оруэлла за плохую работу угрожают концентрационным лагерем или 'исчезновением'. Хаксли нестандартно мыслящих всего-навсего изолирует от общества. Оруэлл их уничтожает не только физически, но и духовно, заставляя, сломав волю и интеллект, перед смертью проникнуться восхищением перед мудростью и справедливостью повелителя.
   И всё же эти два мира схожи, ибо они, хотя и каждый по-своему, утверждают, что личность должна подчиняться коллективу и в этом подчинении обрести подлинное счастье.
   Что ж, мы имеем основания надеяться и сказать, что для нас уже в прошлом Океания Оруэлла, общество контролируемого безумия, с его двухминутками ненависти, портретами Большого Брата, глядящими с каждой стены, Министерством Мира, занимающимся войной, и Министерством Правды, распространяющим дезинформацию, с организованными спонтанными демонстрациями трудящихся, благодарящими правительство за повышение рациона шоколада (в то время, как он снижен).
   Читателям, особенно молодым, познакомившимся с этими произведениями, станет отвратительна сама мысль как о сытом, но бездуховном обществе Хаксли, мало оставляющем простора для самостояния личности, так и об Океании Оруэлла, подавляющей её.

Алла ЛАТЫНИНА

 

ЗНАКОМСТВА

ВТОРАЯ СТРАСТЬ ЛЕОНИДА ПТАШКО

   Копна вьющихся "мелким бесом" волос, немного насмешливое лицо с добрыми глазами и весёлыми веснушками на носу... 21-летннй пианнст-импровизатор Леонид Пташко- современный молодой человек, ярко, по спортивной моде одетый. пользующийся  успехом у девушек...  за роялем он совершенно другой человек - серьёзный, вдумчивый, романтичный, иногда даже трагичный...
   Леонид ПТАШКО - открытие прошлого сезона. Он получил II премию на международном конкурсе джазовых пианистов в Польше. Музыкальные критики и многочисленные поклонники джаза прочат ему большое будущее.С этого и качался наш разговор.
   - А почему бы и нет? Вы знаете, я считаю себя волевым человеком. Сознаю, что ступил на тернистую дорогу артиста. Впрочем, мне еще нужно подтвердить своё право на это высокое звание - АРТИСТА, доказать свою правоту. Говорят, что я молод. А я считаю, что 24 года - это тот самый возраст, когда уже пора ответственно думать о жизни, о людях, об этом мире - сложном, противоречивом, но таком прекрасном.
   - С чего началось ваше увлечение музыкой, джазом?
   - Как ни странно, в моих серьёзных занятиях музыкой большую роль сыграла бабушка, которая всячески способствовала этому. Что же касается моих родителей, то они не очень-то поощряли моё увлечение. Они не музыканты. Мама - преподаватель русского языка и литературы. Отец работает в авиационной промышленности. Правда, именно к джазу меня невольно приобщил отец. Однажды, когда я учился во втором классе музыкальной школы, он принёс пластинку - известный дуэт Оскара...

(окончание на след. странице)

 

 

Звуковая страница 7 - Играет пианист Леонид Пташко.

 

 
 

Конкурс 'Вокруг звука' продолжается... Рисунки В.ХОЗИНА (Москва) и А.ПЯТКОВА (Свердловск).

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЗВУКОВОЙ ЖУРНАЛ кругозор 11 (296) ноябрь 1988 г. Год основания 1964

 

 

© ИЗДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ 1988 г.
Адрес редакции: 113326, Москва, Пятницкая, 25, 'Кругозор'.

Телефон редакции: 241-67-67.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Технический редактор Л.Е.Петрова

На первой странице обложки 'Ленинград. Зимний дворец'. Фото К.Рошковского

Звуковые страницы изготовлены Всесоюзной студией грамзаписи фирмы 'Мелодия' и Государственным Домом радиовещания и звукозаписи.

 

 Сдано в набор 14.09.88. Подп. к печ. 22.09.88. Б 04019. Формат 84 X 108'/к. Офсетная печать. Усл. п. л. 1,68. Уч.-изд. л. 3,50. Усл. кр.-отт. 6,30.
Тираж 255 000 экз. Зак. 3086. Цена 1р. 50к. Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография имени В.И.Ленина издательства ЦК КПСС 'Правда'. 125865. ГСП, Москва, А-137, ул. 'Правды', 24.

 

На главную страницу