|
СИЛУ ЗЛОБЫ ОДОЛЕЕТ ДУХ ДОБРА...
(начало
не пред. странице)
...летним' Пастернаком не было проблемы
выбора. Он порывает с философией и Германией, остаётся верен поэзии и
России. 'Боже, - восклицал юноша Пастернак,- у меня голова кружится от
счастья. Я вернусь на Родину, и эта Родина - Россия!'
И я б хотел, чтоб после смерти,
Как мы замкнёмся и уйдём,-
Тесней, чем сердце и предсердье
Зарифмовали б нас вдвоём.
О последнем периоде жизни Бориса Леонидовича нельзя слушать без
волнения. Мария Павловна, супруга Балашова, как-то встретила поэта во
дворе дома в Лаврушинском и ужаснулась. Поэт был измождённым,
обескураженным.
- Как вы себя чувствуете? - спросила она с тревогой.
Он не улыбнулся:
- Как может себя чувствовать человек, по чьей груди прошла
автоматная очередь...
Хоронили Пастернака 2 июня 1960 года. Цвели вишни... На Киевском
вокзале на стенах хлебным мякишем приклеены листки, которые сообщали,
что скончался великий поэт России Борис Леонидович Пастернак и что
гражданская панихида будет происходить сегодня в 12 часов дня в
Переделкине.
Незадолго до смерти, в горькие минуты предельного отчаяния, поэт
написал стихотворение 'Нобелевская премия'. Долгие годы оно не
печаталось.
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
Я
пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони -
Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда.
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что ж е сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба.
Верю я, придёт пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Все тесней кольцо облавы...
И другому я виной:
Нет руки со мною правой,
Друга сердца нет со мной!
А с такой петлёй у горла
Я б хотел еще пока,
Чтобы слёзы мне утёрла
Правая моя рука.
Вот какие воспоминания навеяла старая магнитофонная запись.
Георгий БАЛЬЯН |
|
Я ВАС ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛЮБЛЮ
У каждого времени свои любимые песни, свои певцы. Для меня и многих моих
сверстников кумиром был и останется Георгий Павлович Виноградов. То же
самое могли бы, наверное, сказать наши отцы и матери: популярность этого
певца в предвоенные, военные и первые послевоенные годы была
необыкновенной. Он был первым исполнителем многих произведений
Дунаевского, Блантера, Мокроусова, Милютина. Первозданную чистоту,
проникновенность вернул голос Виноградова записанным им на радио и
грампластинки русским народным песням, старинным романсам... В нынешнем
году Г.П.Виноградову исполнилось бы 80 лет. Родился он 16 ноября 1908
года в Казани. В восемь лет по настоянию отца начал петь в церковном
хоре. Потом были гимназия, курсы телеграфистов, рабфак и одновременно
учёба в музыкальном техникуме Казани по классу скрипки, альта.
После рабфака Виноградов уезжает в Москву и поступает в Военную
академию связи. Все шло своим чередом, пока однажды, по счастливой
случайности, его пение не услышал концертмейстер Большого театра. 'Не
знаю, юноша, получится ли из вас военный инженер,- сказал он,- а вот
неплохой певец, если серьёзно заниматься, выйдет наверняка'.
Командование академии пошло навстречу - просьба Виноградова об
увольнении из рядов Красной Армии была удовлетворена, и он поступил в
оперную студию при Московской консерватории, в класс М.Л.Львова.
'Большой мастер, сам замечательный певец, а какой учитель!' - с
благодарностью вспоминал о нём Виноградов. Под его руководством он
успешно подготовился к участию в Первом Всесоюзном конкурсе вокалистов
(декабрь 1938 - январь 1939 г.) и стал одним из
лауреатов.
И всё-таки славу и широкое признание принесло Виноградову не
исполнение оперных арий и произведений камерно-вокального жанра, а
участие в программах созданного в конце 30-х годов Государственного
джаз-оркестра Союза ССР, куда он был приглашён солистом. Именно тогда
вышла пластинка с напетыми им танго Е.Розенфельда 'Люблю' и 'Счастье
моё'. Они были в ту пору столь популярны, что теперь служат своеобразной
приметой, музыкальным знаком тех лет.
В годы Великой Отечественной войны в составе фронтовой бригады
Образцового оркестра Наркомата обороны, куда вошёл почти весь
Государственный джаз под управлением Виктора Кнушевицкого и несколько
солистов, Виноградов выступал на передовой. Западный, Брянский,
Волховский фронты, концерты в осаждённом Ленинграде, где Георгий
Виноградов выступал вместе с Лидией Руслановой и Михаилом Гаркави,
являясь уже солистом Краснознамённого ансамбля. В ту пору им напеты на
пластинки, зазвучали в концертах и по радио 'В лесу прифронтовом', 'Два
Максима', 'Уралочка', 'На полянке', 'Соловьи'...
Восемь лет интенсивной и плодотворной работы связано у Георгия
Павловича с Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии.
Именно к этому времени относятся фотоснимок и дружеский шарж на певца,
любезно предоставленные нам его другом и однофамильцем, заслуженным
артистом РСФСР, профессором Московской консерватории К.Л.Виноградовым.
- В обойме талантливых солистов-александровцев Георгий Павлович
Виноградов, вне всякого сомнения, был выдающейся и самой яркой фигурой,-
вспоминает он.- Не красавец и даже неказистый с виду (именно это я и
попытался когда-то выразить в своём шарже), он преображался на сцене.
Голос его- это ведь сама чистота, прелесть и совершенство. Никаких
ложной бравады и пафоса, разного рода дешёвых эффектов, столь
характерных для нынешней эстрады, Виноградову не требовалось, потому что
сама Музыка во всём её благородстве говорила его голосом.
В начале 50-х годов, на которые пришёлся, можно сказать, пик
творческого взлёта певца, имя Виноградова внезапно исчезло с концертных
афиш. Перестали звучать его записи, выпускаться пластинки. Георгию
Павловичу было запрещено выступать в 33 городах Советского Союза.
Почему-то именно в 33 - ни больше ни меньше. Фактически же запрет этот
действовал повсеместно. Он был лишён звания заслуженного артиста
республики.
Сегодня такого рода фактами биографий выдающихся представителей
нашего искусства, относящихся к печально известному периоду, вряд ли
кого удивишь. Туман, сплетни и глухая завеса умолчания вокруг имени
Виноградова рассеялись лишь к середине 70-х годов. А он всё это время
преподавал во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства,
был режиссёром вокального отделения.
Ученики Георгия Павловича продолжают дело своего учителя. А
миллионы почитателей его таланта хранят в своем сердце добрую память и
признательность любимому певцу, голос которого ни с чьим не спутаешь.
Юрий БИРЮКОВ
На фото (слева направо):
К.Виноградов, С.Балашов, К.Игумнов, Г.Виноградов, А.Югов на 'четверге' в
'Комсомольской правде' 11 апреля 1946 года.
На девятой звуковой странице слушайте танго Люблю' (Е.Розенфельд,
Н.Венгерская) и 'Счастье моё' (Е.Розенфельд, Г.Намлегин).
◄Звуковая
страница 9
-
Георгий Виноградов: танго о
любви. |
|