|
|
||||||||||||||||||||||
ПАМЯТЬ, ГОВОРИ! (окончание, начало на пред. странице) :рисунками, снимками и обмерами шедевров средневековой русской, грузинской и азербайджанской архитектуры, в том числе исчезнувших, и этот архив, хранящий огромный пласт зодческой культуры, представляют собой, конечно, общечеловеческую ценность, потому что по специализированному и квалифицированному охвату материала, по его масштабам и концентрации я не знаю ничего подобного, причем множество замечательных памятников прошлого существуют теперь только в чертежах и един-ственном рукописном экземпляре пояснений'. Казанский собор, отреставрированный в 20-е годы Барановским и все же уничтоженный в 30-е годы, сейчас восстанавливается на Красной площади по чертежам Петра Дмитриевича его учеником архитектором О.И.Журиным. Остальной архив - бесценный клад, в который он вложил 70 лет труда, - за семью печа-тями. Почему?! Замалчивается, умаляется да просто игнорируется (почему?!) созданная им школа реставрации, основанная на разработке новаторских научных принципов методики и практики реставрационных работ, выполняемых одним коллективом. Жизнь показала, что принципы и методы, проповедуемые Барановским, шлифовали профессионалов высокого класса (династии замечательных каменщиков Новиковых, Ковешниковых, Даниловых, Хаустовых, ведущие архитекторы В.А.Виноградов, Л.А.Давид, О.И.Журин, Н.И.Иванов, Н.Н.Свешников и другие), восста-новивших ценнейшие памятники. А что же происходит сегодня? Реставрационные работы ведутся, но... методами, прямо противопо-ложными разработкам Барановского. О каком научном подходе к реставрации может идти речь, когда остается лазейка для подделки под старое, которое 'убивает старое'. Так дорожим ли мы сегодня человеком, который всю жизнь посвятил заботе о том, чтобы нить, сое-диняющая поколения, не порвалась, а продолжала формировать 'нравственный климат, в котором живёт народ'? Факты говорят: нет, не дорожим! До сих пор, повторяем, не разработан и не систематизирован богатейший архив Барановского, не изданы его биография и труды, даже не отмечено памятной доской Крутицкое подворье, восстановлению которого он отдал тридцать лет жизни и где создал школу реставраторов, названную учениками Петра Дмитриевича 'академией'. Не слышно и об образовании юбилейной комиссии к 100-летию со дня рождения выдающегося творца (о которой должен, убеждена, позаботиться Союз архитекторов СССР). Да и в самой Москве, для которой так много сделали П.Д.Барановский с учениками, не удаётся найти помещения для его музея. Группа, возглавляемая художником В.И.Комиссаровым, истомившись ходить по кабинетам старых и новых чиновников Моссовета, вынуждена сама зарабатывать средства, чтобы приобрести хоть какой-то угол для музея П.Д.Барановского и таких же, как он, подвижников России. ■ Галина Козлова На снимках: Спасский собор в бывшем Андрониковом монастыре. Фото ТАСС П.Д.Барановский в день своего 90-летия. Фото С.СМОЛЕНСКОГО |