Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ГАРМОНИИ

ЗЕМНОЕ И НАДЗЕМНОЕ

 Космос. Порядок. Лад. Гармония. Все эти понятия неразрывны по сути. Именно это хотел выразить Пифагор, уверяя, что слышит музыку сфер. Издревле человек ставил на возвышенных местах святилища, зиккураты и храмы, но не в наивной попытке 'достичь небосвода': он стремился установить связь с ним, постигнуть мудрость мироздания, дабы в соответствии с нею устраивать жизнь на Земле. 'Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли',- говорится в Евангелии. В этом суть глубокой непреходящей связи всего со всем, интуитивного постижения единства бытия, присущего человеку во все времена. Этой нотой пронизано русское художественное творчество, которое всегда отличалось напряжённым размышлением о духовно-нравственных основах бытия.

Традиции русского лирико-философского пейзажа заложили прочную основу направления живописи, которое можно назвать 'космическим' прежде всего по мироощущению.

На недавней выставке 'Земное и надземное' в Москве прослеживалась нить преемственности, идущая от традиций романтической школы А.И.Куинджи, русского живописного символизма (М.Чюрлёнис, М.Врубель, Н.Рёрих), авангарда (В.Кандинский, К.Малевич) к художникам младших поколений.

Нынешние живописцы-космисты используют всю гамму приёмов, свойственных данным направлениям. Тут и романтико-фантастическое преображение реальности, и стиль 'модерн' с его изысканной декоративностью и графичностью, и скупая выразительность русского авангарда.

Переплавив всё это, преодолев чужие запреты и собственные искушения, сохранив в себе почти аскетический дух иконописцев, новые мастера возвратились в русло традиции 'русского космизма'. Это направление подняло свои флаги в начале века одновременно в науке, философии и искусстве.

Параллельно научным и философским изысканиям Циолковского, Вернадского, Чижевского, опытам поэтов-символистов и био-космистов стал столь же интенсивным поиск в области живописи. Его вели художники, объединившиеся в группу 'Амаравелла'. Вернёмся мысленно в 20-е годы, почувствуем их суровый драматизм, когда цветок 'Амаравеллы', что в переводе с санскрита означает 'несущий свет', казалось, распустился до времени, не ведая, как скоро погубит его леденящее дыхание сталинской зимы...

Членов 'Амаравеллы' будто невидимым магнитом притянуло друг к другу. 'Случайное' знакомство на выставке юного Смирнова-Русецкого со зрелым мастером, художником-мыслителем П.П.Фатеевым осенью 1922 года стало началом 'содружества двоих', которое, в свою очередь привлекает духовных единомышленников. Это А.П.Сардан, музыкант по профессии; С.И.Шиголев, художник-декоратор; В.Т.Черноволенко, блестящий импровизатор и в музыке, и в живописи; В.Н.Пшесецкая (Руна), в прошлом актриса, участница теософических кружков. Художников группы объединяли идеи интуитивного метода в познании и отражении жизни, синтеза искусств, в том числе музыки, раскрытия различных аспектов космоса, его духовного начала средствами живописи. Огромное влияние на членов группы оказали творчество Николая Рёриха и несколько незабываемых встреч с ним и Еленой Рёрих весной 1926 года в Москве, после путешествия семьи Рёрихов по Индии и Гималаям. Рёриховская проповедь преобразующей силы искусства, общечеловеческих задач русской культуры оказалась чрезвычайно близка членам группы. К сожалению, это творческое содружество продолжалось недолго: к концу 20-х годов стало ясно, что в СССР духовный поиск в искусстве невозможен, угроза репрессий обретала зловещую реальность. Группа распалась, трагически сложились судьбы некоторых её участников...

Ныне единственным здравствующим представителем группы 'Амаравелла' является Борис Смирнов-Русецкий, которому в прошлом году исполнилось 86 лет. Его творчеству суждено было стать своеобразным мостом между двумя эпохами - 20-х годов и современностью.

(окончание на след. странице)

На фото:

Б.Смирнов-Русецкий, 'Призыв'. 1990 г.

А.Шеко, 'Тёмный свет'. 1989 г.

  

На главную страницу