Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

И КУКЛЫ ОЖИВУТ И СТАНУТ ЛЮДЬМИ

В Катином саду, как всегда, сутолока. Одинаковые столики-прилавки с выставленными на них похожими предметами собирают у себя похожих людей, ищущих и чаще всего не находящих. В тот день Александра Дубровина ничего не искала. Хозяйка одного из прилавков, видимо, не придав значения выражению её глаз, стала навязчиво предлагать свой товар.

- Это было через день после того, как закрылась моя выставка в Доме дружбы,- рассказывает Александра. - Я бы никогда не обратила внимания на её куклы: что-то знакомое, но уж очень сделаны неаккуратно. Спросила, сколько стоит.

- 200 долларов, - был ответ.

- Вы дорого себя ставите.

- Ещё бы, у меня ведь выставка в Доме дружбы...

- Вы плохо информированы о 'своей' выставке. Она закрылась.

А что ещё могла ответить? Повернулась и пошла...

Не знаю, на что рассчитывали люди, желавшие получить 200 долларов за чужую идею. Украв технологию, хотели украсть лицо, да не вышло: выражение получилось другое - злое и недовольное.

Рассматриваем эскизы костюмов. Здесь и танцовщица, и печальный Пьеро - кого только нет!

- Почему он такой грустный? - спрашиваю про Пьеро.

- Ещё бы: простоять весь спектакль у стены...

- А носки у кукол повёрнуты внутрь - косолапые куклы, может быть, потому вы так трогательны? Ведь если поставить ноги правильно, значит, можно шагать со всеми в ногу, не так ли? Не хотят.

- Я ушла из театра в силу своего характера. Не могла принять господствующие там сейчас умонастроения. Всё, о чём мы так красиво говорим со сцены, не имеет никакого отношения к самому театру.

Работала в ленинградском БДТ, в молодёжном, а теперь... вот ушла. Вообще из театра - все они похожи. Театр - 'доброе время молодости' - это уже в прошлом. А сейчас?

С интересом осматриваю комнату. Ни капли разочарования - везде замечательные куклы.

Куклы Александры Дубровиной.

- Почему именно куклы?

- Куклы - это предвестие. Ещё немного, и мир станет другим.

Она, как волшебница, взмахнёт магической палочкой, и искорки в глазах запляшут, и куклы оживут и станут людьми.

- На самом деле всё более прозаично. У меня есть столяр, он вытачивает форму по моему рисунку.

Потом я раскрашиваю. А если он ошибается, либо выкину потихонечку, чтобы не обидеть, либо пробую обыграть, оправдать ошибку. Мне и это тоже нужно. - Показывает на настоящие деревянные расписные коробочки-шкатулки.- И одежду для кукол шью сама.

Почему всего этого не видят? Ведь в эту уютную квартиру с кошками и собакой приходят такие разные люди, и немало. Неужели другим это не интересно?

- Не могу роптать, что такая уж забытая. По большому счёту, интерес есть. Но тех, кто может организовать показ, волнует доход. Конечно, можно наделать ярких коробок, упаковать в них кукол и продать. Это легко. Но почему-то тает тогда и дух искусства. А у нас люди его вообще не ощущают так, чтобы достаточно было для души.

- Была у меня выставка в Доме дружбы, - продолжает Александра.- Похоже, её заметили. Была она приурочена ко Дню защиты детей. Там дети смогли после своих заводских 'игрушек-мутантов' увидеть настоящие. Правда, с моими куклами играть нельзя.

Была ещё выставка в Летнем саду. Витрины почему-то поставить не смогли, однако выход из положения мы нашли: разместили куклы на качелях.

Представляете - куклы на качелях?

А однажды не повезло: под выставку отдали здание старого кинотеатра с облупившейся штукатуркой, и зияющие дыры от кинопроекторов проглотили всю красоту и радость...

Очень хотела выставляться в Музее игрушки. Но: 'С улицы никого не берём, выставляем только известных художников и коллекционеров'. Понимаю, прошлое нетленно, но что мы имеем на сегодняшний день? И что будем иметь завтра?

Почему же они не хотят найти художника в отечестве своём?

В концертном зале 'Россия' в Москве просто отказали: неприбыльно, мол.

Пытаюсь кому-то что-то доказать...

Но ведь это мы, а не она должны искать и доказывать.

Почему Мастер вынужден стучаться в закрытые двери и заглядывать в дыры от кинопроекторов? Почему в каталогах красуются пластиковые уроды с балалайками, которые выдаются за 'национальные игрушки'?

Почему мы должны покупать на 'вернисаже' куклы, у которых из-под юбки поролон торчит?

Всё это от равнодушия.

А что теперь?

Далёкая Америка.

Спасибо подруге. Случайно познакомилась на улице с американцами, привела их к Александре Дубровиной. А среди них оказались художники, модельеры и... владелица галереи в Сиэтле.

Через несколько месяцев пришло приглашение для Дубровиных. Чтобы Саше не было одиноко, пригласили её вместе с дочерью. И даже помогли документы оформить. А когда пришло время возвращаться домой, попросили оставить куклы ещё на год - пусть попутешествуют по Штатам. Скоро и они вернутся.

- Там было всё очень по-доброму, - вспоминает художница. - Но ведь это русские куклы. Почему они нужнее американцам?

Так хочется быть нужной здесь.

Екатерина ИРКАЕВА

   

На главную страницу