|
|
ВОЗВРАЩЕНИЕ МИГЕЛЯ (окончание, начало на пред. странице) ►Да, он был 'слишком прыток', слишком выделялся своей нестандартной личностью в душной атмосфере конца тридцатых годов. Какое мужество надо было иметь, чтобы выступить в 'Правде' с острыми фельетонами 'Похвала скромности', 'Искусство зализывать', 'Личный стол'. Не фельетонами - памфлетами, бичующими бюрократов, льстецов, приспособленцев. И когда? В тридцать шестом - в году, на который уже отчётливо ложилась тень надвигающегося тридцать седьмого! Чувство журналистского долга было для Кольцова превыше всего. И горько сознавать, что именно оно вело его к трагическому финалу. Но Сталину не удалось вытравить из памяти людей образ Михаила Кольцова. Его помнят таким, каким он был в жизни: деятельным, целеустремлённым, человечным. 'Наблюдая, как он разговаривает с посетителями в редакции, - вспоминала журналистка Татьяна Тэсс, - я думала о том, что этот человек только что провёл совещание в 'Жургазе', прочёл верстку 'Огонька', продиктовал очередной фельетон, написал письмо А.М.Горькому. Его ждут во множестве мест, а он сидит за большим столом, вертит в пальцах карандаш и внимательно слушает дотошного старичка в брезентовой куртке, неторопливо и подробно разъясняющего важность нового способа повышения всхожести семян... Как его хватает на всё это? Улучив минутку, я, не удержавшись, сказала Кольцову об этом. - Э, - засмеялся он. - Секрета тут нет. Надо только, чтобы каждое дело, которым ты в данную минуту занимаешься, казалось тебе самым важным делом на свете. Только и всего'. Именно так, видя в любом деле, которым он занимался в данную минуту, самое важное дело на свете, и работал Кольцов изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Увлечённо, азартно, весело. Всю свою короткую сорокалетнюю жизнь, за которую он сделал столько, что этого вполне бы хватило на добрый десяток человеческих судеб. ■ Бор. ЕФИМОВ. Тем, кто хотел бы подробнее узнать о жизни и творчестве Михаила Кольцова, советуем прочитать: М.Кольцов. 'Избранное', изд. 'Правда', 1985 г.; М.Кольцов. 'Испанский дневник', Политиздат, 1987 г.; М.Кольцов. 'Фельетоны и очерки', Москва, 1961 г.; 'Михаил Кольцов, каким он был'. Сборник воспоминаний. 'Советский писатель', 1989 г. |
МУЗЕИ, ГДЕ ЗВУЧИТ МУЗЫКА СВЕТ В ОКНАХ ДОМА ШАЛЯПИНА
Событие, которое можно смело назвать уникальным, произошло в культурной жизни Москвы: на улице Чайковского, 25, бывшем Новинском бульваре, открылся музей гения оперы, театра и музыки Федора Ивановича Шаляпина. А начиналась история дома, который называют шаляпинским, с обычного для минувших лет документа: 'Тысяча девятьсот десятого года Мая восьмого дня, явились к Павлу Алексеевичу Соколову, Московскому Нотариусу... лично ему известные и к совершению актов законно правоспособные: жена Московского купца Капитолина Алексеевна Баженова и жена Артиста Императорских театров Иола Игнатьевна Шаляпина... с объявлением, что они... заключают договор купли-продажи... За продаваемое имение взяла я, продавщица Баженова, с нея, покупщицы Шаляпиной, сто шесть тысяч рублей'. Так одному из старых особняков центра столицы суждено было стать новым очагом художественной жизни Москвы, могучей притягательной силой которого было имя легендарного артиста, поселившегося наконец в собственном доме. Да, этот дом на белокаменном основании помнит многое. В его стенах звучал необыкновенный голос, здесь, в этих комнатах, рождались и 'поддерживались' в часы напряжённого труда шаляпинские шедевры - и Борис, и Сальери, и Сусанин, и многое другое, ведь жизнь здесь - зенит творчества Шаляпина. Этот дом стал свидетелем встреч гениев, творческого горения многих из тех, без кого невозможно представить сегодня 'серебряный век' русской культуры: художника Константина:► На фото А.ЛИДОВА: Дом-музей Ф.И.Шаляпина; Рояль в концертном зале; рабочий кабинет Ф.И.Шаляпина; зелёная гостиная. |