|
|
|||||||||||||||||||||||||
ЗНАКОМСТВА РАЗМЫШЛЕНИЕ О СУДЬБЕ В полный голос, так сказать, Муктупавелс заявил о себе в рок-оратории Я.Лусенса 'Мама и нейтронная бомба', которую представил латвийской публике режиссёр Н.Клетниекс. Зигфрид показал себя не только талантливым вокалистом и скрипачом, но и актёром самобытного дарования. Он выступал в музыкальной программе, поставленной по латышским басням, потом пел и солировал на скрипке в представлении 'Янтарь Лиепаи'. И всюду ему сопутствовал успех, к которому он, надо заметить, относился всегда спокойно, словно всем давал понять, что его потенциал певца ещё не исчерпан. И вот второе место на Всесоюзном конкурсе молодых эстрадных исполнителей в Юрмале. Это не последняя вершина в творческом движении талантливого певца. Так думает сам Зигфрид Муктупавелс. Так вправе думать мы, радующиеся новому имени на нашей эстраде. ■ В.УПОРИН, заместитель председателя жюри конкурса 'Юрмала-88' На фото А.ЛИДОВА: Р.Паулс и 3.Мукту-павелс (снимок внизу на пред. странице). Монолог народного артиста СССР, композитора Р.В.ПАУЛСА (окончание, начало на предыдущей странице) вновь возникающих стилей и течений в музыке. Проживём, дескать, без них. Оказывается, все не так просто. Во-первых, молодёжь требует современных ритмов и мелодий. Во-вторых, давайте уточним, многое, что доходит до нашего просвещенного уха оттуда, 'из-за бугра', как нынче говорится, всё-таки отдаёт пошлостью, низкопробным суррогатом. Если уж что-то принимать, так только вершинные образцы западной эстрады. А они есть. Мы видим, как на наших глазах меняется характер, содержание рок-музыки, как она получает социальную окраску. Лучшие песни сегодня становятся духовной энергией движения сторонников мира. Мне хотелось бы обратиться к молодым композиторам и исполнителям. Сегодня все стремятся стать отчаянно современными. Но если слепо, без оглядки следовать модным веяниям - в стиле или жанре музыки, в одежде или поведении на сцене, - ничего хорошего из этого не выйдет. Мы так и будем только подражать, носить одежду с чужого плеча. Эпигоны, имитаторы никогда не были новаторами и первооткрывателями. Законодателем моды можно стать, если ты переносишь на нотный лист сугубо своё, глубоко пережитое и выстраданное. Если выходишь на эстраду со своей песней, отвечающей твоему внутреннему миру, характеру, артистическому образу, отвечающей ожиданиям слушателей. Мы переживаем пору песенного бума. Но, слушая иные песни - в концертах ли, по телевидению или радио, у костра или во дворе, - меня не покидает чувство тревоги. Их, к сожалению, много, этих песен тревоги моей - тревоги за молодые души, тревоги за нашу песенную культуру. ■ Записал Борис Михайлов
На восьмой звуковой странице в исполнении Зигфрида Муктупавелса вы услышите песни 'Суета сует' (3.Лиепиньш, М.Дмитриенко) и 'Ночь' (Я.Лусенс, Г.Рачс).
|
'НАДЕЮСЬ НА МОЛОДЫХ' (Продолжение. Начало на стр.1) ►....его важным, первостепенным для ребёнка может только учитель, пользующийся авторитетом. С благодарностью вспоминаю своих школьных учителей, воспитывавших нас личным примером: Филиппа Руру а (он преподавал русский язык и литературу), Ивана Хелая (грузинский язык и литература), Лидию Окуджаву (биология и основы эволюционного учения). Это были хорошо образованные, воспитанные и очень скромные люди. Но для нас на уроке ходил по классу полубог - мы даже представить себе не могли кого-нибудь из них в каких-то обыденных, житейских обстоятельствах. А когда любишь своего учителя, стараешься получше учить его урок, следовать ему в поступках, в отношении к жизни. - Разве в современной школе нет таких учителей? - Есть, конечно, но чаще всего это выдающиеся одиночки. Например, в одной из школ Тбилиси под руководством профессора Г.Рамишвили внедрена методика с участием молодых преподавателей. Там делается акцент на воспитание нравственности, а на её основе даются знания и закладываются гражданские убеждения. В этой школе учителя стремятся к тому, чтобы их общение с учениками было на равных. Если, скажем, на переменке мальчишки начнут бороться, учитель не станет их бранить или разнимать, а как бы подключается к игре. Тот же игровой принцип воспитания и за порогом школы. Вместе со своими учениками преподаватели, включая и директора М.Миндадзе, играют в футбол и волейбол, ходят в походы, ведут археологические раскопки, трудятся на восстановлении памятников. И тем самым без всякого принуждения приобщают детей к истории, культуре, труду, нравственным истокам народа. -Чабуа Ираклиевич, а как вы относитесь к проблеме отцов и детей? -Я думаю, по-настоящему интеллигентным можно назвать только того человека, который с доверием и уважением относится к тем, кто сменит его в жизни. Нет такого прецедента в истории, чтобы новое поколение было бы хуже предыдущего. В подтверждение могу привести один курьезный факт. Когда в Египте раскопали древнюю могилу какого-то сановника, на погребальном камне обнаружили эпитафию: 'О боги! Спасите моё Отечество от грядущего поколения!' А к этому грядущему поколению, между прочим, относился фараон Рамсес II - выдающаяся личность своей эпохи. Мне не по душе стенания тех, кто огульно хулит молодёжь. Разве можно сожалеть, что она думает по-другому! Ведь я и сам в юности думал иначе, чем мой отец и дед. Поэтому я стараюсь не ограничивать самостоятельность своих детей. Хотя, конечно, кое-что в их поведении может не нравиться и даже удивлять. Восемь лет назад показывали по телевизору торжества по случаю 75-летия Л.И.Брежнева, и я обратил внимание, что одних, даривших ему подарки, он целует, а других нет. И когда юбиляр облобызал пятого или шестого поздравляющего, мой 15-летний сын вдруг не без иронии крикнул: 'Горько!'. Мне бы в его возрасте и в голову никогда не пришла такая дерзость. У меня было более серьёзное отношение к официальным лицам - вероятно, сказывались репрессии 37-го года, в результате которых я потерял обоих своих родителей. А тут вдруг мальчишеский юмор, и, знаете, я сына не одёрнул. Пусть ему всю жизнь сопутствует юмор, ведь это вечная молодость человеческого духа. Обществу нужны молодые граждане, мыслящие смело, самостоятельно, сбросившие старые шоры. Но люди в силу своих духовных и даже физиологических особенностей очень трудно отвыкают от уже привычного. Некоторые привыкли действовать по директиве, по указке сверху, принять самостоятельно решение для них мучительно и страшно. Вот такие люди - главный тормоз перестройки. Нелёгкая пора обновления требует отказа от многих изживших себя представлений. Чтобы прийти к своей теории относи-тельности, А.Эйнштейну пришлось освободить свой мозг от груза 'незыблемых' принципов, и это позволило по-другому посмотреть на мир. Учёному было всего двадцать шесть лет. Прав был поэт Г.Гейне, сказав, что самые большие революционеры - юноши. Главную надежду в перестройке я возлагаю на молодёжь. Вспомним, кто возглавлял Октябрьскую революцию и вошёл в состав первого Советского правительства? В основном это были молодые люди. Иным не исполнилось и 30 лет. И сегодня в создании новой системы политического управления, во внедрении научно-технических достижений, в обновлении экономики, в очеловечении всех сторон жизни самое веское слово за молодыми. ■ 'Человек - мера вещей',- говорили древние. Размышляя на второй звуковой странице о молодёжи, писатель Чабуа Амирэджиби во главу угла ставит вопрос о воспитании её личным примером. |