|
|
||||||||||||||||||||||
СКОЛЬКО СТОИТ МАЛИНОВЫЙ ЗВОН? Почему стремятся уехать из малых городов молодые люди, да и не только молодые? Как помочь им сохранить свои корни и найти себя? Наш корреспондент Т. Померанцева попросила известного публициста, доктора экономических наук Г.С.ЛИСИЧКИНА затронуть хотя бы некоторые аспекты этой важной проблемы. - Итак, Геннадий Степанович, для вас, конечно, не секрет, что малые города теряют своё лицо. Исчезает их первозданная красота, сложившиеся традиции, их неповторимая атмосфера. Многие из них стали небогаты, неухожены, неприветливы. Я убедилась в этом, побывав в Мценске, Великом Устюге, Старой Руссе. А ведь малых городов только в Российской Федерации 714. Надо что-то делать, чтобы спасти их, чтобы молодые люди не уезжали из родных мест в поисках полнокровной жизни... Г.С.Лисичкин: Не будем торопиться осуждать тех, кто покидает насиженные гнёзда. Мне тоже приходилось бывать в таких местах. И что всегда поражало? Скажем, надо построить мост. И вот Советская власть из глубинки своей пишет аж в Москву с просьбой выделить средства для его строительства. Скажете: явный признак беспомощности и иждивенчества. Так да не так. Объясняется это тем, что местный Совет не может ни увеличить бюджет города за счёт деятельности его граждан, ни расходовать средства по своему разумению, умно и рачительно. Если люди своей деятельностью смогут наращивать богатства своего региона, а заработанные деньги тратить так, как они считают нужным и как в конкретных условиях целесообразно, это и станет экономической основой демократии, которую мы должны создать и развить. Там, где дело поставлено именно так, там результаты сказываются незамедлительно. Вот в Целиноград-ской области разрешили сверхплановую продукцию не сдавать в общий котёл, а оставлять у себя, и сразу улучшилось продовольственное снабжение, люди почувствовали, что работать эффективно им выгодно. И, главное, то чувство, о котором мы в своё время так много говорили, правда, в основном в 'моральном аспекте', - чувство хозяина получило прочный экономический фундамент, на котором действительно строится моральное единство коллектива. Хозяин - это прежде всего человек, который сам определяет, что и как он будет делать. И сам распоряжается тем, что он наработал. Если в каждом маленьком городе психологию 'отцов города' удастся переключить с выбивания средств у государства на поиски того, как эти средства самим заработать и как с пользой их употребить, - это же будет настоящей революцией. Но это целый этап - формирование морального облика человека, не потребителя, а созидателя. Мы долго воспитывали у людей иждивенческие начала: квартиру дает государство, больницу, театр построит государство, дорогу проложит оно же. Человек чувствовал себя казённой душой, 'винтиком', как назвал его однажды Сталин, который не может ни на что повлиять. Особенно остро ощущаешь эту проблему, её актуальность, когда сталкиваешься с действительностью малого города. Приедешь в такой городишко, пройдёшься по его улочкам - и невольно сопоставишь былую славу и красоту с нынешним убогим существованием. Понимаешь: все беды оттого, что хребет у него перебит - лишён он юридической и экономической самостоятельности, давно уже не хозяин себе. Для того чтобы город был возрождён как социально-экономический организм, чтобы власть на местах по-настоящему могла обеспечивать пропорциональное и гармоничное развитие - жилищное, социальное и культурное, надо в первую очередь изменить сам принцип формирования бюджета - от государственного до местного. И второе - пора признать город единым заказчиком. А то ведь сейчас, если он и получает какие-то деньги, то ни кирпича, ни бетона купить на них не может. Зато их могут достать предприятия крупных министерств, обретающиеся, между прочим, во многих малых городах. Предприятие не волнует, как и где провести, скажем, теплоцентраль. Оно строит производ-ственные корпуса, дома для своих работников. Причём делает это так, как удобно только ему, нарушая сложившуюся городскую среду, внося в неё дисгармонию. И особенно больно это видеть, если город древний, как, скажем, Переславль-Залесский или Ростов Великий. Нарушается его архитектурно-исторический облик. - Но, согласитесь, кроме экономической и правовой основы возрождения малых городов для каждого из них важна и культурная: ГРАНИ ПЕРЕСТРОЙКИ 'Мне 30 лет. Вырос я в небольшом городке, называть который не хочется, чтобы не обидеть земляков рассказом о жизни в провинции. После окончания школы подался учиться в Москву, в медицинский институт. Вернулся домой. Работал в больнице с интересом, чувствовал, что нужен людям. Но не одной работой жив человек. По вечерам жизнь в городке замирала. Театра нет, в кино - устаревшие фильмы. Читать? Но подписаться на периодику:►
|