|
|
||||||||||||||||||||||
МУЗЫКЕ НУЖНА ДУША А.Варламовъ 'Он (Пушкин) спросил меня: прислал ли мне его друг Нащокин те романсы, которые мы должны были пустить в ход? Он попросил баронессу Клебек спеть 'Красный сарафан'... Пушкин очень любит этот романс. - Он, конечно, напоминает тебе Тригорское?.. - спросил Жуковский. - Нисколько,- ответил Пушкин. - Он напоминает мне один вечер в Москве, где была и моя жена; я уже был влюблён, и мне очень хотелось сказать ей: 'Не говорите вашей матушке того, что говорит в этом романсе девушка своей матери, потому что, если вы не выйдете за меня, я уйду в святогорские монахи, не буду писать стихов, и русские хрестоматии много потеряют от этого...' Из воспоминаний Жуковского о Пушкине в пересказе А.О.Смирновой-Россет Александр Егорович Варламов вошёл в историю русской музыки как мастер романса. Он родился в 1801 году в московской семье отставного военного. Рано обнаружил музыкальные способности, самостоятельно обучился игре на скрипке. По совету сведущего человека мальчик был отправлен в петербургскую Придворную певческую капеллу. Его одарённость отметил директор капеллы Д.С.Бортнянский. Всё, казалось бы, сулило Саше Варламову блестящую певческую карьеру. Однако... Происходит мутация голоса, и мечты о сцене приходится оставить. Но музыке Варламов остался верен. В 1819 году 18-летний юноша был назначен учителем пения в русской посольской церкви в Гааге. Возвратясь в Петербург, он преподает в театральной школе и в Придворной капелле. 1827 год знаменателен в его жизни - он знакомится с Глинкой. Конечно, Варламов многое почерпнул из общения с композитором, но и сам помогал ему в организации домашних концертов и репетиций. Жизнь то в Москве, то в Петербурге расширяла круг его знакомств, обогащала впечатлениями. Наконец, в 1832 году музыкант получил место помощника капельмейстера императорских театров, а затем 'композитора музыки'. Театральный мир Москвы дал ему возможность попробовать себя в светских жанрах. Известно, первые композиторские опыты Варламова были связаны с церковной музыкой (за свои 'Херувимские песни' он был пожалован бриллиантовым перстнем). Новый дебют оказался блестящим - широкая публика полюбила и подхватила романсы и песни Александра Варламова. Особенно популярным стал 'Красный сарафан'. По воспоминаниям современника он 'сделался общею песнею' и пелся 'всеми сословиями - ив гостиной вельможи, и в курной избе мужика'. Популярность 'Сарафана' быстро перешагнула границы России. Так что отнюдь не случайно песня Варламова 'залетела', например, на страницы романа Голсуорси 'Конец главы': 'Диана заиграла 'Красный сарафан'. Она вновь и вновь повторяла эту простую и красивую мелодию, словно гипнотизируя ею безмолвную фигуру мужа...' Английский писатель, сам того не ведая, уловил настроения, владевшие русским композитором, который, в свою очередь, был загипнотизирован не только простыми и красивыми словами песни, но и образом женщины, вдохновившей его. Актриса московской сцены М.Д.Львова-Синецкая была партнёршей знаменитого русского трагика П.С.Мочалова. В её доме собиралась театральная и литературная Москва. Частым гостем на этих вечерах стал Варламов. Очаровательной хозяйке, которая, кстати, неплохо пела, композитор посвятил несколько романсов, и среди них- 'Красный сарафан'. Слова песни написал еще один партнёр Львовой-Синецкой по сцене, Николай Цыганов. Сын крепостного, он со временем получил вольную. Одарённая натура, Цыганов был принят в театральную труппу, однако на этом поприще не снискал лавров. Его ждала судьба неудачника: опустился, запил, умер молодым. И всё же имя Цыганова осталось в истории нашей культуры - его 'народные песни' пережили время, встав в один ряд со стихотворениями Кольцова, Никитина, Мерзлякова. Печально сложились и последние годы Александра Варламова. Композитор, чьи песни и романсы (такие, как 'Белеет парус одинокий', 'Так и рвётся душа', 'На заре ты её не буди', 'Соловьём залётным', и многие другие) распевала вся Россия, умирал в нищете и забвении. Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге в октябре 1848 года. Впоследствии могилу смыло во время наводнения... Народная память созидательна: романсы Варламова продолжают жить, волновать искренностью и красотой чувств. Сегодня, слушая 'Красный сарафан' и другие его произведения, мы можем повторить вслед за Аполлоном Григорьевым, обратившимся к композитору:
Да, это так: я слышал в них, Станислав СЕРГЕЕВ На седьмой звуковой странице - романсы А.Варламова 'Красный сарафан' (стихи Н.Цыганова), 'Белеет парус одинокий' (стихи М.Лермонтова) и 'Так и рвётся душа' (стихи А.Кольцова) в исполнении Т.Синявской, Е.Нестеренко, В.Ивановой. ========================================================= ЛАУРЕАТЫ 'КРУГОЗОРА' БАЙДУКОВ Г.Ф., Герой Советского Союза, за статью и звуковую страницу 'Правда о гибели Чкалова' (? 7). ГРАНИН Д.А., писатель, за интервью 'Кому был страшен Зубр' (? 2). КРАСНОВ Ю.И., председатель сельскохозяйственного кооператива 'Залуги' Московской области, за статью 'В поте лица своего' (? 9). ЛАТЫНИНА А.Н., литературовед, за серию публикаций 'Литература: месяц за месяцем' (?? 1-12) ЛИДОВ А.П., фотокорреспондент, за фотоснимки на обложках (?? 3,6,10).
|