Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

 

 

СЛОВО МАЭСТРО

ПЕСНИ ТРЕВОГИ МОЕЙ

   В 'послужном списке' Раймонда Паулса- популярные мюзиклы 'Сестра Керри', 'Слуга дьявола', 'Шерлок Холмс', около 400 песен, музыка к 60 театральным и телевизионным спектаклям и 20 фильмам, среди которых широко известные 'Долгая дорога в дюнах', 'Театр', 'Двойной капкан'. Вот когда только он успевал писать музыку, если постоянно требовали его внимания новые программы в редакции Латвийского радио и телевидения, где он был главным редактором, участвовал в студийных записях, работал в жюри различных фестивалей, переписывался со слушателями? А недавно он назначен Председателем Госкомитета Латвийской ССР по культуре.

- Наивно представлять, что если у композитора вдоволь свободного времени, то он больше создаст хороших произведений. Процесс творчества - это таинство, невидимые постороннему глазу переживания, мучения, внутренняя борьба сомнений и радостей. И это происходит в душе постоянно, она трудится безурочно, день и ночь, как и у поэтов, о чем когда-то хорошо рассказал Владимир Маяковский в статье-исповеди 'Как делаются стихи'. Словом, это постоянный изнурительный труд. Я бы сравнил творчество с цепной реакцией. Она начинается с удачной строки поэта или музыкальной фразы композитора, перебрасывается к аранжировщикам, захватывает музыкантов, певца и уже потом, в концертном зале, взрывается аплодисментами зрителей. Или, наоборот, встреченная ими холодно, гаснет как не занявшийся костёр.

К сожалению, ныне часто приходится слышать: 'Ну какая у нас эстрада, какие песни, какие исполнители...' Давайте поговорим спокойно, без ахов и охов. А реальность такова. Песен много, но сколько среди них однодневок?! Певцов - легион, но многие ли обладают хорошими вокальными данными, неповторимой исполнительской манерой?! Ансамблей и групп развелось, как грибов после дождя, но редки среди них коллективы, которые имеют своё лицо, оригинальный музыкальный характер. Пока нет причин приходить в эйфорическое состояние.

Отчего же так много серых, унылых песен, так редки яркие шлягеры (кстати, мы почему-то сторонимся этого слова, как чёрт ладана)? Так и будет продолжаться, пока мы не перестанем требовать от каждой песни, подчеркиваю - каждой, чтобы она куда-то звала, непременно мобилизовала, а то и организовывала. Оговоримся сразу, такие песни нужны, но искренние, взволнованные, без ложного пафоса и прописных истин. Однако не будем забывать, что одно из главных призваний эстрады - развлекать, радовать слушателей, хотя она может заставить и печалиться, и горевать.

Не лишая песню права развлекать, дарить минуты радости, отдохновения, давайте помнить, что мелодичная песня, одухотворенная высокой мыслью, может стать первым шагом человека, тем более юного, к умению воспринимать и глубоко чувствовать настоящую музыку. Я глубоко убеждён (и порукой тому мой тридцатилетний опыт), что постоянное соприкосновение с глубокой лирической песней в конце концов формирует в человеке, особенно молодом, широкий спектр музыкальных пристрастий, интерес к камерной и симфонической музыке, ораториям и опере. Процесс этот непрост - от песни к серьёзным произведениям. Ему, думаю, будут способствовать появляющиеся на эстраде рок-оперы, такие, как, например, быстро снискавший популярность музыкальный спектакль Лоры Квинт 'Джордано' с участием Валерия Леонтьева.

Берущая за душу песня, как и все сокровенное в человеке, как, скажем, любовь, по природе своей скромна, если хотите, застенчива, стыдлива. Когда я вижу на улице ребят, врубающих 'на всю катушку' магнитофоны, мне хочется им крикнуть: 'Остановите музыку!' Её нельзя настырно навязывать другим, у каждого из нас свой духовный мир, определённое настроение в тот или иной момент, свои пристрастия. Я не против, когда кто-то из звёзд эстрады выступает в огромных, чаще всего спортивных, залах или на стадионах, когда звуки усиливаются мощной аппаратурой, хотя, думаю, и певец, и его исполнение сильно проигрывают, теряют тепло, непосредственность общения с аудиторией. Мы почему-то разучились слушать песню дома, в семье, с друзьями, у нас нет желания побыть с нею наедине. Виноваты в этом и мы, композиторы, редко пишем песни, которые вызывали бы такую потребность.

Прошу понять меня правильно - я не против острых современных ритмов. Моя дочь первой назвала бы меня старым дураком, если бы я начал отвергать их. У каждого времени своя музыка. Теперь вот молодёжь повально охвачена роком. Меня беспокоит другое. Мы почему-то редко стали говорить о влиянии ширпотреба массовой культуры. Иные наши певцы, ансамбли кажутся более 'западными', чем лучшие эстрадные группы на Западе. А проявляется это тогда, когда молодые музыканты и исполнители песен не в ладах со вкусом, когда им не хватает требовательности, их поступками правит желание потрафить той части публики, у которой извращённое представление о моде на мировой эстраде.

Чего греха таить, мы сегодня пожинаем плоды ханжеского неприятия, агрессивного запретительства.                           (окончание на следующей странице)

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ О СУДЬБЕ

 

  Конкурс 'Юрмала-88', как, может быть, никакой другой из нынешних, был щедр на новые таланты. Он открыл несколько ярких индиви-дуальностей, не так много, как хотелось бы, но это были певцы, о которых можно говорить без натяжки, как о личностях. И прежде всего я назвал бы рижанина Зигфрида Муктупавелса. Едва он вышел на сцену, каже-тся, несколько несклад-ный, с острыми, нелов-кими движениями хруп-кого юноши, и запел для всех неожиданно низко звучащим голосом, зал оказался во власти драматического образа, который проступал в песне, дополнялся её трагедийным звучанием и мужественным обли-ком самого певца.

  Голос Зигфрида обла-дает широким диа-пазоном. Он звучит то мягко и задушевно, то тревожно и сурово. Оста-ваясь верным нацио-нальному харак-теру в своем репертуаре и манере его испол-нения, певец всегда темпе-раментен и эмоцио-нален. Поёт ли он 'Размышление о судь-бах' Яниса Лусенса или его же 'Ночь', - экс-прессия, духовная на-полненность Зигфрида создают в аудитории то электрическое поле, ко-торое всегда сопут-ствует незаурядным со-бытиям всякого искус-ства.

(окончание на следующей странице)

   

На главную страницу