|
|
ФЕСТИВАЛИ, КОНКУРСЫ: РЕПОРТАЖ ДЛИНОЮ В ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ...зыку к спорту, а зрительный зал - к стадиону с его необузданными страстями и ажиотажем публики, до ночи ждущей результатов. Увенчал бы лаврами такой изматывающий музыкальный матч, скажем, В.В.Софроницкого или Глена Гульда? Вряд ли... Но, может быть, наше время - время массовых зрелищ и в самой хрупкой и ломкой сфере человеческой культуры, в сфере музыки?.. Да и как найти среди тысяч одарённого человека? Конкурс, пожалуй, позволяет сделать это. И вот тут встают две проблемы. На такой конкурс, каким является, скажем, конкурс Чайковского, надо ещё попасть, пробиться. Пройти через горнило всесоюзного отбора. Когда в беседе с профессором Московской консерватории М.С.Воскресенским я напомнил ему о том, как его ученица Наталия Трулль, после пяти поражений на этих отборах 'чудом' (не дотянулась, видно, чья-то рука) поехала в Белград и получила там золотую медаль, а после этого снова (!) перед конкурсом Чайковского была 'заботливо' от него отстранена и лишь благодаря твёрдости и принципиальности нового председателя отборочного жюри А.Я.Эшпая добилась участия в состязании, с триумфом выступив на нём (2-е место), он так сказал: 'Знаете, есть разные мнения. Трулль заворачивали 5 раз. Но у меня есть ещё один ученик (правда, я не сравниваю их) - лауреат I премии в Женеве Евгений Крушевский. Его проваливали на этих всесоюзных отборах 12 раз. Так что конкурс - это и событие, и средство информации о талантах, и музыкальный праздник. Но вот задача: как попасть в число участников?' В самом деле, не стоит ли вспомнить, кстати, о том, как поехал в Москву Ван Клиберн? Если оставить в стороне финансовую сторону вопроса, то решение было принято им самим и его педагогом Розиной Левиной. И больше никем. Вторая проблема, связанная с конкурсами, касается судеб лауреатов. Тот, кто получил это звание (правда, оно за последние годы несколько девальвировалось), может считать, что ему пожизненно повезло, и возможность концертирования в залах самого высокого ранга на многие годы обеспечена почти бесконтрольно. Разве что публика может в случае необходимости 'проголосовать ногами'... Не стоит ли всё же установить какую-то шкалу исполнительских ценностей, как это сделано в некоторых странах, а именно: первый год после состязания даёт наибольшие шансы медалисту в плане ангажементов. А вот далее всё зависит уже от успеха лауреата, его стабильности как музыканта. Эти данные могут дать опросы, своевременная критика (её почти нет) и, кстати, жюри из публики. Из нашей лучшей в мире публики, которая как раз на конкурсах имени Чайковского приобрела авторитет и придала силу широкому общественному мнению в нашей музыкальной жизни. ■ Артём ГАЛЬПЕРИН Ван Клиберн. 1958 г. М.Плетнёв. 1978 г. А.Князев. 1978 г. Е.Нестеренко. 1970 г. М.Фудзикава. 1970 г. Жюри конкурса пианистов. 1958 г. А.Морозов. 1986 г. Н.Трулль.1986 г. К.Фельтц. 1986 г. П.Донохоу. 1982 г. М.Каллас. 1970 г. На пятой звуковой странице - фрагменты записей, сделанных на международных конкурсах имени Чайковского в Москве. |