|
|
КАМЕРТОН ЭСТРАДЫ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРЕСЛИ Музыкальные способности у Элвиса Пресли проявились рано. В 1943 году, когда Элвису было 8 лет, он стал победителем местного конкурса юных дарований, исполнив старую народную мелодию. Похоже, что все вокруг думали, что мальчика ждёт музыкальное будущее - все, кажется, кроме него самого. Когда отец подарил ему на день рождения дешёвую гитару (да и то скопил на неё, отказавшись на два месяца от курения). Элвис с сожалением подумал о том, что ему был обещан велосипед. 'Аккорды на гитаре я научился брать, играя вместе с радиоприёмником или проигрывателем, - у нас по радио передавали настоящие блюзы. От родителей мне за это, между прочим, попадало - мол, греховную музыку слушаешь' - вспоминал позднее артист. Разумеется, то, что девятнадцатилетний водитель грузовика зашёл в студию звукозаписи, чтобы за собственные четыре доллара записать пару песенок для подарка матери, и то, что его любительское пение понравилось секретарше студии, - это случайность. Но то, что она сообщила об этом владельцу студии - Сэму Филлипсу, - уже о чём-то говорит: 'Я давно искал белого парня, который мог бы петь негритянские вещи'. Не случайно и то, что Филлипс так составлял пластинки-синглы Пресли, что на одной стороне оказывался блюз, а на другой - народная песенка. К пяти выпущенным на небольшой фирме Филлипса 'Сан' (солнце) пластинкам Пресли проявили интерес ведущие радиопередач - диск-жокеи. Ритмичное и проникновенное исполнение хорошо известных мелодий пришлось по душе местной - мемфисской - молодёжи (причём многие и не подозревали, что поёт их не негр). Тут же объявился и менеджер - 'Полковник' по фамилии Паркер - колоритная фигура в духе персонажей О'Генри. При содействии Паркера фирма-гигант 'Эр-Си-Эй Виктор' 'откупила' у Филлипса контракт с Пресли. О том, как способный юноша стал игрушкой в руках большого бизнеса - индустрии развлечений, - писалось немало. Но ведь если таких, как Пресли, и в самом деле было много, то почему же именно он стал популярнейшим? Более 30 лет прошло со времени его дебюта, более 10 лет певца уже нет в живых, а его всё ещё помнят - и постаревшие поклонники и поклонницы, и серьёзные музыканты. Фрэнк Заппа - один из самых интересных рок-музыкантов экспериментаторов, чьи произведения, казалось бы, не имеют ничего общего с 'безделушками' Пресли, - на вопрос, что побудило его заняться музыкой, ответил однозначно: 'Пресли. И только Пресли!' Чтобы сгладить впечатление от простецкого произношения (от которого певец так никогда и не смог избавиться), фирма 'Эр-Си-Эй' решила создать Элвису образ 'первого парня на деревне'. И попала в точку. Демократический герой первых песен Пресли вселял в молодёжь уверенность в том, что каждый может добиться того же - были бы музыкальные способности. Позднее певцу прощали и неразборчивость в выборе репертуара, и более чем три десятка ролей в абсолютно бесцветных кинолентах. Дебют Пресли на фирме 'Эр-Си-Эй' состоялся летом 1956 года. Запись песни 'Отель, где разбиваются сердца' заняла первые места сразу в трёх хит-парадах: белой музыки 'кантри', негритянского ритм-энд-блюза и просто популярной музыки. Такого ещё не было. Со временем Пресли побьёт ещё много рекордов. К своеобразным рекордам, на мой взгляд, можно отнести и возвращение огромного интереса к творчеству певца у современных слушателей. Он так и не стал типичным продуктом 'шоу-бизнеса'. Блеску Голливуда предпочёл свой провинциальный Мемфис, где и прожил всю жизнь, общению с суперзвёздами - друзей детства и близких родственников. Разумеется, в 1958 году он покорно дал отправить себя на службу в армию, в Западную Германию, чтобы превратиться - по замыслу 'Полковника' Паркера - из юного бунтовщика в уважаемого артиста эстрады. Но как ни старались журналисты найти в его армейском быту хоть какую-нибудь скандальную подробность, ничего не вышло: все армейские сослуживцы тепло отзывались о сержанте пехоты Э.Пресли. Почти все 60-е годы Пресли не концертировал, основное время уходило на съёмки похожих одна на другую музыкальных кинокомедий, на записи неаполитанских серенад. Конец 60-х отмечен попыткой вернуться на сцену со своим старым репертуаром, но новое поколение, воспитанное на 'Битлз', отнеслось к нему прохладно. В 1969 году он спел песню протеста против расовой сегрегации - 'В гетто'. И, надо признать, в устах певца, первым добившегося убедительного синтеза всех трёх составляющих рок-н-ролла: негритянского ритм-энд-блюза, сельской музыки 'кантри' и эстрадного стиля, слова песни прозвучали убедительно. Это был чуть ли не последний его успех. Конечно, Пресли выступал и записывался на пластинки вплоть до самой смерти (в числе её причин были, увы, и наркотики), что-то получалось лучше, что-то хуже. Но лучшего Пресли будут помнить по самым первым записям провинциальной студии 'Сан'. Дмитрий УХОВ На двенадцатой звуковой странице - песни в исполнении Элвиса Пресли: 'Отель, где разбиваются сердца' (Экстон, Дерден, Пресли), 'В гетто' (М.Девис) и 'Голубые замшевые туфли' (К.Перкинс). Цена 1 р. 50 к. Индекс 70461 ISSN 0130-2696 |