|
|
ТОВАРИЩ-ПЕСНЯ! ВОСХОЖДЕНИЕ ...мгновениях весны' не выращен в умозрительной колбе. Некоторые его черты уловлены Визбором, как принято говорить, 'в окружающем мире'. Жертвой жестокости и самодурства различного рода власть имущих он сам становился не раз. И такое было. Небезоблачное бытие досталось ему. В поисках площадки (эстрады, сцены, аудитории) для Юриных песен я всё блуждаю по каким-то экзотическим далям. Но помню-то его больше в прокуренных московских комнатах, где не только Юрина гитара, а и остроумие его, обаяние, общительность гарантировали успех дружеского сборища. И, конечно, скажут мне, вернейшая площадка - эстрада фестивалей самодеятельной песни. Он же был зачинателем, 'предтечей'. Недаром писал Александр Городницкий: 'Вместе с Юрой Визбором кончилась эпоха - время нашей юности, песен и стихов...' Какие же 'знаки различия', какие 'выпушки и петлички', какая униформа у той эпохи самодеятельной песни? Теперь пишут: искренность, противостояние официальщине, желание раскрыться понимающим тебя. И, конечно, - романтика походов и ночёвок у костра. Дым костров и таёжной хвои вы почувствуете и в песнях Визбора. И всё-таки считать так - значит не понимать нашего друга. Я уже однажды писала об этом, позволю себе повториться. Романтика Визбора была земной и современной. Но он не набрасывал на современность театральные плащи и не одевал её в картонные латы. Его романтика не была и реанимированной тенью. Он был романтическим современником технократического времени. Поэтому поиск научной мысли он воспринимал и передавал - хотя в точных современных подробностях, - как поиски Золотого руна. Подвиг молодого лейтенанта Шклярука, который предпочёл собственную смерть гибели людей, Визбор смог воспеть, как подвиг былинного героя. И при этом не впасть в стилизованный архаизм. У такой романтической песни фонограмма - не оркестр. Даже не гитара. Фонограмма такой песни - живая жизнь. Жизнь с её шумами, обрывками разговоров, гудками, детским лепетом, рёвом ракет, грохотом волн, переплавленная в жанр, изобретённый Ю.Визбором - в песню-репортаж. Он изобрёл его на страницах и пластинках 'Кругозора'. В первом же номере журнала появилась песня-репортаж Визбора 'На плато Расвумчорр'. Позднее он перенёс этот жанр и в документальное кино. Но впервые был 'Кругозор'. Поэтому мне хочется вместе с вами избрать площадкой для песен Визбора кругозорскую пластинку. Перелистайте старые номера 'Кругозора' и вы увидите, услышите, представите Юрия Визбора во всех его ипостасях. Он будет там петь, а аккомпанировать ему будет жизнь. Жизнь, которая - работа. Работа души, работа мысли, работа природы, творящей своё обновление. Он пел: Забудется печаль и письма от кого-то, На смену миражам приходят рубежи. Но первая строка с названием 'работа' Останется при нас оставшуюся жизнь. И когда жизнь уже не оставалась, а оставляла его, он вновь искал спасения в работе. Последним его трудом было участие в создании телесериала 'Стратегия Победы'. Я была художественным руководителем сериала и знаю, как вдохновенно он работал. Помню, как в больнице он сердился, что я не принесла ему нужные для сценария книги. 'Без работы - загнусь', - сказал он. Юра недоделал своей большой работы в кинематографе, в поэзии, прозе. Он не успел дойти до пика, до вершины. Но альпинист в жизни, он знал трудную радость восхождения и в творчестве, где 'преодолевают самого себя'. Теперь его именем названы два перевала и две горные вершины в разных концах страны. Он не идёт уже в цепочке альпинистов. И всё-таки визборовское восхождение продолжается. Мы можем наблюдать его в книгах, которые не выходили при жизни, но выходят теперь, в дисках 'Мелодии', которые появляются только теперь, наконец, в нашей памяти. И даже за смертной чертой он держит нас всех в надёжной альпинистской связке, не позволяя упасть, оступиться. Так пусть выйдет он на крохотную эстраду кругозорской пластинки, чтобы снова и снова делать эту свою отважную и добрую работу. Галина ШЕРГОВА 'Телефон', 'Сретенский двор' и 'Песню альпинистов' Юрия Визбора вы услышите на седьмой звуковой странице в авторском исполнении. Фото В.АХЛОМОВА |