Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

СКАЖИ МНЕ, КИТ...

...кругу диаметром не больше 200 метров, всплывая, чтобы набрать воздуха, через одну-две минуты.'На нас она не обратила никакого внимания и продолжала по-прежнему ненадолго всплывать... Тут-то я и услышал опять тот гул, который в своё время счёл голосом финвала... Как и в первый раз, мы не услышали, а скорее почувствовали низкий звук- нечто вроде басовой органной ноты, донёсшейся откуда-то издалека, сквозь туманный воздух. Звук этот вызывал душевное волнение, он был чужд нашему миру и казался явлением почти сверхъестественным...' Потом, когда Моуэт услышал этот звук ещё раз - долгий, низкий стон - его спутник Оуни 'словно окаменел' и потом, придя в себя, с волнением произнёс: 'Она... она нам что-то сказала!..'

Отмечу в скобках, что не надо понимать эти слова буквально. Прямо сопоставить этот стон или крик с 'изречённым словом', конечно, нельзя. Это был, по-видимому, низкочастотный звук на границе инфразвуков (человеческое ухо их не улавливает) и слышимых звуков (недаром Моуэт пишет: 'Мы не услышали, а скорее почувствовали'). Надо сказать, что звуки китообразных делятся на две категории - эхолокационные (высокая частота), обеспечивающие животным ориентировку в водном пространстве, и коммуникационные (низкая частота) - подача информации сородичам.

Другой известный исследователь китообразных, Виктор Шеффер из Сиэттла (США), пишет, например, о кашалотах: 'Как слепой человек, живущий в лесу, узнаёт птиц по голосам, так и кашалот умеет узнавать китов, встречающихся на его пути. Некоторые звуки смутно ему знакомы с самого рождения. Это голоса других зубатых китов, его ближайших родственников. Голоса всех усатых китов более грубы и резки - они, должно быть, непонятны маленькому кашалоту. Ещё в младенчестве он часто слышит вдалеке какое-то странное, причудливое, ни с чем не сравнимое сочетание звуков, которое мы приняли бы за какофонию скотного двора: скрипы, хрюканье, мычание, вскрики, стоны, присвисты, лай...'

Каким образом издаются эти звуки? Была такая гипотеза, что усатые киты издают их не при помощи трёх пар воздушных мешков, связанных с носовым каналом (как у дельфинов), а одного огромного мешка, который заключён в их головном отделе. Но каков механизм выталкивания воздуха из этого мешка, как из этого действия рождается звук - этот вопрос не изучен.

Естественно, учёные, обратившие внимание на этот феномен, постарались записать на плёнку голоса китов. Считалось, например, что усатые киты чуть ли не немы - все или почти все. Но когда исследователи вооружились гидрофонами, они с удивлением обнаружили, что китообразные едва ли не самые разговорчивые из всех обитателей планеты. Правда, ни смысл, ни назначение издаваемых ими звуков пока не поддаются расшифровке или объяснению в полной мере. Некоторые звучания напоминали, как было сказано, музыку, иные сложные комбинации щелчков и свистов похожи на кодированные радиограммы. Удастся ли нам разобраться в этих кодах?

Первые записи появились в 1951 году. В 1968 году калифорнийский исследователь Поултер Томас записал голос серых китов в лагуне Скаммона, где они выкармливали своих детёнышей. Гидрофоны устанавливали в 1,5 метра выше дна, на середине входа в лагуну. Самки с детёнышами, проходя мимо аппаратуры, проявляли высокую звуковую активность. Они издавали скрежет продолжительностью в несколько секунд, а во время тревоги, когда к китам приближался вертолёт, - звуки китайского гонга.

У горбатых китов исследователи Ховард Винн и Пауль Перкинс записали сигналы, похожие на рёв, крик, щебет, стон и храп. Поддержка связи между сородичами, как показали наблюдения, возможна на расстоянии до 10 миль.

Но совершенно особые звуковые сигналы были открыты Роджером Пэйном и Скоттом Макуэем в 1971 году. Оказалось, что горбатые киты производят серию варьирующих звуков продолжительностью от 7 до 30 минут, которые затем повторяются. Из-за мелодичности такие звуки названы как у птиц - 'пением'. Французские гидробиологи Филипп Кусто и Эжен Лагорио в районе Бермудских островов ночью записали настоящий концерт, в котором участвовало около сотни горбатых китов. Стадо издавало до тысячи разных звучаний. Тут можно было различить и трели, и скрипы, и вой, и жужжание, и рёв оленя, что-то вроде писка мышей. 'Хоровой ансамбль' горбатых китов напоминал звуки группы школьников, вслух твердящих урок. 'Концерт начался с того, что запел один кит, к нему присоединился второй, потом - третий, и, наконец, всё пространство заполнилось звуками'.

Какое значение имеет пение для горбатых китов, остаётся пока тайной. По мнению Роджера Пэйна (кстати, сделанные им вместе с Кэти Пэйн записи, комментируются в 'Кругозоре'), эти песни исполняются лишь молодыми самцами в брачный период и только в районах размножения - в водах Вест-Индии, Гавайских и Бермудских островов. Пение, как кажется, помогает китам передавать акустическую информацию о половой готовности самцов и служит средством привлечения особей другого пола. Возможно, что тут идут и другие сигналы. Во всяком случае, интересен физический эффект такого пения - аквалангисты, находившиеся возле китов, издававших звуки, рассказывают, что они чувствовали, как китовое пение буквально 'давило' на их грудную клетку...

Авенир ТОМИЛИН, доктор биологических наук

На четвёртой звуковой странице Авенир Григорьевич Томилин продолжает рассказ о пении китов и комментирует записи этого пения, произведённые в Атлантике, близ Бермудских островов.

Фото А.ЗОРИНА

 

Звуковая страница 4 - "Загадочные голоса китов" в формате wma.

 

На главную страницу